Сюрикэндзюцу: прошлое и настоящее. Интервью с Дэвидом Кавадзу - Барбер

 Не могли бы вы представиться, пожалуйста?

Я родился в Сиднее, Австралия. Но большую часть своей взрослой жизни я прожил в Северо-Восточной Азии. Последние 20 лет я живу в Японии. Я практик и учитель нескольких традиций корю, таких как Ягю Синган-рю (1600), Ягю Синкагэ-рю (1568), Ямамото-рю (1568) и Нэгиси-рю (1850). В 2010 году я основал додзѐ Кобудо Рэнбукан, которое находится в г.Камакура, древней столице Японии.

Как и почему вы начали заниматься боевыми искусствами?

 Как и большинство людей моего возраста, я рос смотря фильмы с Брюсом Ли и Джеки Чаном. Таким образом, полагаю, что вначале они оказали влияние. Формально я начал заниматься боевыми искусствами в возрасте 15 лет, в китайском квартале Сиднея. В то время было не так много хороших клубов рядом. Были в основном распространѐнные, ориентированные на спорт стили, такие как каратэ и дзюдо, но я искал что-то с богатой традицией и культурой. После поиска через журналы в течение некоторого времени, я наткнулся на объявление в китайском квартале. Таким образом, я прыгнул на поезд и отправился в сердце Сиднея, которой был в 70 минута езды от места, где я жил. Школа располагалась в неприметном переулке, и узкая лестница привела меня в тускло освещенную комнату, наполненную традиционным оружием, праздничными львиными головами, и дымящийся ладан с большого настенного алтаря. Учениками были преимущественно китайцы и в группе учили на кантонском диалекте. Для моего первого урока они посадили в низкую позицию лошади, с деревянным шестом, равномерно расположенным на обоих бѐдрах. Вскоре мои ноги превратились в желе, и я закончил тем, что рухнул на пол. Таким образом, моей начальной подготовкой были Чой Ли Фут кунг-фу и танец льва. В конце концов, этот опыт привѐл меня на материковый Китай, где я поступил в университет в качестве студента.

 Когда вы начали обучаться корю, и почему выбрали школы корю?

После обоснования в Японии, я начал искать боевое искусство, которое было бы исключительно японским, что-то, что воплощало сердце и душу японской военной культуры. Опять же, было много клубов, преподававшие состязательные, ориентированные на спорт искусства, но они на самом деле не привлекали меня. Я наткнулся на школу под названием Ягю Синган-рю (школа «Внутреннего глаза»), которая преподавалась на заднем дворе дома Муто Масао, в городе Дзуси. Муто Масао был 10-м главой традиции. На первый взгляд, стиль показался менее привлекательным, чем то, что я привык видеть. Под этим я имею в виду, что техники были относительно кроткими, простыми и прямолинейными. В отличие от сольного исполнения ката, которые распространены в китайских боевых искусствах, большинство из ката Ягю Синган-рю требовали партнѐра для обучения. Кроме этого, в школе обучали Ягю Синкагэ-рю линии Оцубо, которая была официальным стилем фехтования сѐгунов Токугава.

 Не могли бы вы рассказать нам немного побольше об обучении Ягю Синган-рю?

Ягю Синган-рю является комплексной системой классических боевых искусств, тактики и стратегии, которые восходят к концу периода Сэнгоку (1467 – 1603), что делает еѐ одной из старейших, сохранившихся традиции корю Японии. Основатель школы Такэнага Хаято изучал различные системы, но основное влияние на него проистекает из обучения Синдо-рю и Ягю Синкагэ-рю. Есть две отдельных линии, оригинальная линия Сэндай, в которой тренируются в доспехах для сражений, и линия Эдо, которая является ответвлением в период Эдо. Линия Эдо, официально известная как Ягю Синган-рю тайдзюцу, была адаптирована для городской жизни в городе Эдо, и берѐт начало с главы школы Кояма Самона. Основы и принципы двух школ остались прежними. Я представляю Ягю Синган-рю линии Эдо, возглавляемую Кадзицука Ясуси, главой нашей школы в 11 поколении. Школа включает в себя дзюдзюцу, бодзюцу, кэндзюцу, иайдзюцу, нагинатадзюцу и ходзѐдзюцу.

Почему линию Эдо называют тайдзюцу?

Можете ли вы дать определение тайдзюцу? В линии Сэндай обучают оригинальным методам в доспехах, с акцентом на вооружение. Имейте в виду, что самурай были всегда вооружены. На поле боя они сражались мечами и копьями, а не голыми руками. Таким образом, вполне логично, что ядром обучение будет использование оружия. В отличие от неѐ, линия Эдо эволюционировала в систему, основанную на тайдзюцу. На западе, большинство людей считаю тайдзюцу как другое название для дзюдзюцу, но нашей традиции, оно принимает гораздо более глубокий смысл. Тайдзюцу (искусство тела) относится к основополагающим принципам и механике тела, в то время как дзюдзюцу относится к физическим техникам (вадза). Таким образом, принципы, такие как координация, баланс, ритм, структура, тайминг, экономия движений и т.д., все попадают в категорию тайдзюцу. В нашей школе, дзюдзюцу является выражением тайдзюцу, а оружие является продолжением тела.

Итак, как вы пришли в Нэгиси-рю?

 Глава школы Нэгиси-рю Сайто Сатоси был президентом Нихон Кобудо Синкокай, старейшей и наиболее уважаемой ассоциации корю Японии. Каждый год, после крупнейшего в Японии собрания кобудо и демонстрации, которая проходит 3 ноября в святилище Мэйдзи в Токио, глава школы Ягю Синган-рю Кадзицука Ясуси приглашал сэнсэя Сайто на чай. Я всегда присутствовал наряду с некоторыми учениками для того, чтобы слушать и научиться сколькому, сколько я мог. Пока вы не познакомитесь с ним и не заслужите его уважение, сэнсэя Сайто воздерживался от визуального контакта, когда вы разговариваете с ним. Это не было выражением высокомерия, а обычай, распространѐнный среди старшего поколения. На самом деле, Сайто Сатоси был настоящим учителем и джентельменом. Он был сердечным и щедрым. Через несколько лет совместного чаепития и бесед с сэнсэем Сайто, директор Кадзицука попросил его научить меня методам Нэгиси-рю. Это предложение застало меня врасплох, потому что я знал, что сэнсэй Сайто редко принимает учеников. Так или иначе, к моему удивлению, он согласился. Таким образом, с того дня я посещал дом сэнсэя Сайто в Токио для регулярного обучения. До просьбы сэнсэя Кадзицука, я никогда не задумывался об изучении сюрикэндзюцу, но, как оказалось, я стал доольно хорошо в нѐм. За почти десятилетний период, сэйнсэй Сайто обучил меня всей учебной программе и наградил званием сихан. Я всего лишь один из трѐх человек, получивших лицензию инструктора от Сайто Сатоси, и я благодарен за честь передавать его наследие дальше. Два других инструктора намного старше меня (60-70 лет), так что я делаю всѐ возможное, чтобы оставаться активным и продвигать искусство. Сэнсэй Сайто скончался в марте прошлого года, после посещения ежегодного фестиваля цветения сливы. Я имел честь быть с ним в тот день, когда проходил. Он был в возрасте 92 лет.

 Каковы истоки Нэгиси-рю и есть ли связь с Тэнсин Сѐдэн Катори Синто-рю?

 Школа Нэгиси-рю сюрикэндзюцу является классическим японским боевым искусством, созданная Нэгиси Сѐрэй в середине 1850-х годов. Еѐ далѐкие корни можно проследить до Катори Синкон-рю (школа Божественной души) провинции Сэндай, являвшейся ответвлением Катори Синто-рю (школа Божественного пути), происходящей из префектуры Тиба. Мастер Катори Синкон-рю, Мацубаяси Саманоцукэ Нагаѐси, также известный как «Хэнъясай» («летучая мышь»), основал свою собственную школу сого будзюцу (комплексные боевые искусства) в 1644 году и назвал еѐ Ганрицу-рю. В Синкон-рю был свой уникальный стиль сюрикэндзюцу, в который входило 5 различных типов бо- сюрикэнов. Хэнъясай хотел создать тонкое, подобное игле, метательное оружие, которое рю можно было легко скрыть в его пучке волос (тѐмагэ), таким образом он разработал Ганрицу- сюрикэн.

Ганрицу-рю распространилась по всему региону Тохоку, и в течение нескольких поколений передавалось в семье Ёсикуни. Датэ Ёсикуни, князь провинции Сэндай в 13 поколении, получил это искусство от Катоно. Из-за малого веса и незаметности, князь Датэ настоял, чтобы женщины всей его семьи были обучены этому искусству, как методы самообороны.

Жена Датэ, Токугава Такако, дочь Токугава Нариаки (также известного как Мито Рэкко), правителя княжества Мито, достигла высокого уровня мастерства в этом искусстве. По просьбе отца, Такако передала искусство Кайхо Ханпэй, официального инструктора по фехтованию княжества Мито. В детстве Кайхо Ханпэй поступил в ученики Нэгиси Цунэмаса, мастера Араки-рю княжества Аннака. После смерти Цунэмаса, он продолжил обучение у его сына и наследника, Нэгиси Сэнтоку, главы школы в третьем поколении. В возрасте 14 лет он начал своѐ обучение в Хокусин Итто-рю у еѐ основателя Тиба Сюсаку Наримаса, и затем стал его преемником в качестве главы этой школы.

 В 1849 году, Нэгиси Сэнтоку попросил Кайхо обучить его 16-летнего сына Сѐрэй искусству Хокусин Итто-рю и Ганрицу-рю. За несколько лет, Нэгиси Нобунори Сѐрэй стал самым одарѐнным учеником Кайхо. В 1857 году, в возрасте 25 лет, Сѐрэй стал преемником своего отца в качестве официального инструктора области Ясунака провинции Дзѐсю (префектура Гумма) и стал 4-м главой школы Аннака-хан Араки-рю кэндзюцу.

К этому времени, Сѐрэй стал широко известен как Дзѐсю Котэнгу (маленький Тэнгу провинции Дзѐсю). Господин Итакура услышал о его доблести как воина, и приказал ему воздержаться от участия в публичных схватках. Доведя до совершенства своѐ мастерство в Сюрикэны школы Нэгиси-рю сюрикэндзюцу, Сѐрэй почувствовал необходимость в разработке сюрикэна нового поколения. Его целью стало создание специализированной школы, которая была бы сосредоточена исключительно на сюрикэндзюцу в бою. Это породило Нэгиси-рю. Сохранив восьмиугольную луковидную головную часть, хорошо знакомую по Ганрицу-рю, он расширил тело сюрикэна, чтобы придать ему больше веса. Это позволило ему преодолевать большие расстояния и максимальную степень воздействия.

 Нэгиси Сѐрэй передал искусство своему ученику, Тонэгава Магороку. Тонэгава родился в замке Татэбаяси (пректура Гумма) 13 июля 1851 года. Его отец служил госполину Акимото Хиротомо (клан Татэбаяси). Затем эта традиция была передана Нарусэ Кандзи, который родился в Токио 10 ноября 1888 года. Нарусэ подошѐл к Тонэгава после прослушивания лекции по сюрикэндзюцу в клубе Мияма, в Токио. Тонэгава, которому тогда было за семьдесят, не хотел принимать Нарусэ в ученики, но после долгих размышлений, он согласился сделать это. 12 лет спустя, Нарусэ стал преемником Тонэгава, став 3-им главой школы Нэгиси-рю сюрикэндзюцу. В молодости Нарусэ учился фехтованию, а затем стал главой школы Кунава Хан-дэн Ямомото-рю иайдзюцу, которую он получил от своего отчима.

В то время Нарусэ считался самым большим авторитетом в Японии по искусству фехтования. В 1943 году, Нарусэ опубликовал первый в истории трактат на тему сюрикэндзюцу. В период между 1940 и 1945 годами, Нарусэ опубликовал множество книг об японском фехтовании, две из которых были Татака нихон-то (японские мечи в сражениях, 1940) и Ринсэн тодзюцу (Искусство фехтования на поле битвы, 1944). Нарусэ также посвятил много времени на реконструкцию Сирай-рю сюрикэндзюцу, которое вымерло. После трудных исследований, при содействии Миякава Тору, он был состоянии возродить утраченное искусство. В тот период жизни, у Нарусэ было ряд учеников, но к концу Второй мировой войны осталось только трое. Перед своей смертью в 1948 году, Нарусэ выбрал Сайто Сатоси, как его непосредственным преемником и Сокэ школ Нэгиси и Ямамото. Сирай-рю была передана Сиракама Эйдзо (известно также как «Икку-кэн»). Когда Сираками скончался в 2001 году, главой школы стал Сайто Сатоси, и еѐ учение было впитано в учебную программу Нэгиси-рю.

 Таким образом, отвечая на ваш первоначальный вопрос, нет, школы Нэгиси и Катори Синто не связаны напрямую. На самом деле, сюрикэн их конструкции и методы метания несколько биполярны. Но важно отметить, что сегодня в Японии это две сохранившихся школы классического сюрикэндзюцу. Катори Синто-рю является одной из старейших сохранившихся школ фехтования Японии. Как и в большинстве школ эпохи Сэнгоку, учебная программа Катори Синто-рю охватывает использование различных видов оружия, одним из них является сюрикэны. С другой стороны, Нэгиси-рю это школа, которая занимается исключительно сюрикэндзюцу.

 В чѐм принципиальное отличие между современным будо и корю будзюцу на ваш взгляд?

Термин корю будзюцу (а также нихон кобудо) относится именно к классическим традициям воинов феодальной Японии. Они прошли испытания на поле боя, боевые искусства самураев совершенствовались и передавались из поколения в поколение. Япония следовала четырѐхуровневой классовой системе, воинами самураями на вершине иерархии. В отличие от этого, современные японские боевые искусства в основном ориентированы на спорт. Они предназначены для всех слоѐв населения, с акцентом на воспитание характера, физическое развитие, самооборону и спортивные соревнования. Большинство современных боевых искусств Японии имеют свои корни в корю будзюцу, но были адаптированы, чтобы обеспечить безопасность и доступность. Ещѐ одна вещь, которая отличает корю, являются еѐ тесные связи с консервативной японской культурой. Если вы никогда не жили в Японии, вы будете удивлены, узнав, насколько может быть сложна традиционная японская культура и этикет. Как практик корю, вам необходимо получить проникнуться и понять японское мышление.

Есть ли какие-то отличия «тренировочных реалий» в практике корю?

Как правило, корю сохранили проверенные временем методы обучения, поэтому они не используют современные методики обучения и оборудования для обеспечения безопасности. В нашем додзѐ мы практикуем дзюдзюцу на открытом воздухе, на традиционном покрытии, таким образом, нет ни какой амортизации, чтобы смягчить ваше падение. Мы также используем деревянное тренировочное оружие, которое время иногда даѐт о себе знать, оставляя синяки или сломанные кости, как полезное, но не приятное напоминание. Корю не были предназначены для широких масс, так как группы были небольшие, и учитель работал с каждым учеником в отдельности. На мой взгляд, этот метод хорошо работает с небольшими группами, но в больших группах, например на гасюку или семинарах, подход один на один является очень утомительным. Информация также усваивается с относительно медленно скоростью, так что вам может потребоваться тренировка одной и той же ката длительное время. Конечно, я описываю традиционные методы обучения. Так, как я обучался. Но в моѐм собственном додзѐ в Камакура, я, как правило, смешиваю оба метода обучения, современное и традиционное.

Насколько доступны школы корю? Любой может поступить?

Школы корю консервативны по своей природе. Имейте в виду, что первоначально эти учения передавались устно в отдельных кланах самураев, и были приняты клятвы, чтобы защитить свои секреты. Развиваясь и совершенствуясь в течение нескольких веков, они передавались из поколения в поколения по родословной и были доверены верным ученикам. Очевидно, что в современную эпоху самураев больше не существует. Но эти школы продолжают функционировать, как сплоченные семьи, так сказать. В отличие от современных боевых искусств, которые ориентированы работать на учеников, школы корю ищут ученики, которые готовы бескорыстно и готовы сохранить традицию. Сохранение имеет первостепенно значение. В Японии школы корю не работают на коммерческой основе, так что они не активно рекламируют себя или привлекают новых членов. Это всѐ для сохранения качества, а не количества. Кроме того, очень не многие основные ветви школ корю имеют додзѐ за пределами Японии, что делает доступ к ним ещѐ сложнее. В традиции, что я представляю, приѐм в школу традиционно проходит через приглашение. В Нэгиси-рю, в частности, избирательно. Мой учитель, покойный Сайто Сатоси решил принять лишь горстку учеников во времена своей жизни, и он умер в возрасте 92 лет. В моѐм додзѐ в Камакура я учу основным техникам различных школ открытым способом. Любой искренний ученик может принять участие. Ученикам, которые продолжают усердно тренироваться и демонстрируют надлежащие черты характера, необходимые для изучения корю, будет предложено посвящение и дальнейшее обучение в школе. Долгосрочные обязательства имеют важное значение. Современные боевые искусства являются очень гибкими, поэтому привлекают много временных учеников. Нет ничего плохого в обучении нескольким дисциплинам. Самураи часто делали это, особенно в период Эдо. Но заниматься без интереса – это другое дело. Поэтому я хотел бы, чтобы читатели поняли, что школы корю отличаются в этом отношении.

Какова учебная программа Нэгиси-рю?

Какой еѐ структурный план? Нэгиси-рю является школой специализирующейся на сюрикэндзюцу, но ы обучение также включено использование основного оружия, такого как меч. Нэгиси-рю также уникально тем, что имеет несколько дополнительных школ, в первую очередь Сирай- рю сюрикэндзюцу (возраждѐнная главой школы Нарусэ Кандзи) и Ямамото-рю иайдзюцу (передававшаяся в семье Нарусэ в течение нескольких поколений). Есть также методы Фудзита Сэйко, полученные главой школы Сайто Сатоси. Таким образом, имеется оригинальное учение Нэгиси-рю, созданные Нэгиси Сѐрэй, и дополнительные техники, которые происходят от Нарусэ Кандзи и Фудзита Сэйко. Учебный план Нэгиси-рю это формализованные ката, которые часто демонстрируются на публичных мероприятиях, и внутренние техники и методики, которые не обсуждаются открыто. Ката делятся на три категории:

1.       Сиката (базовые формы)

Мандзи-но ката (3-х ударный ритм), Тодзи-но ката (2-х ударный ритм), Дзикис-но ката (1 ударный ритм) и т.д.

 

2.       Сикакэката (боевые формы)

 Такие формы как Косо (обязательства по ходу движения), Карасумай (танец ворона), Ин- Ё-со (элеменыт Ин и Ян) и т.д.

 

3.       Тодзюцу-кумикоми-но ката

Объединение техник меча и сюрикэн.

 

Дополнительное обучение включает в себя использование многочисленных видов сюрикэнов и техник метания, ханбо, сюбо, кусари и другое скрытое оружие (какусибуки). Также включены элементы традиционного ниндзюцу.

 

Дэнсѐ школы содержат какие-либо данные о происхождении сюрикэн7 Сколько всего сегодня существует школ?

 

Да, в учении, передающемся в нашей школе, рассматривается происхождение и история сюрикэнов. Глава школы в 3-ем поколении нашей традиции, Нарусэ Кандзи, был страстным исследователем. В 1943 году, Нарусэ опубликовал первый в истории трактат на тему сюрикэндзюцу, в котором он поделился большой информацией. В 1964 году, Фудзита Сэйко, друг и учитель Сайто Сатоси, глава нашей школы в 5 поколении, опубликовал книгу «Иллюстрированное руководство по сюрикэндзюцу», которое далее расширило исследование и труды Нарусэ. Кроме записей и исследований наших основоположников, у нас есть также устные учения, которые были переданы нашим основателем. Короче говоря, сюрикэндзюцу, как искусство берѐт начало более половины тысячелетия назад. Практикуемое самурайским классом Японии и тайными агентами феодальной эпохи синоби (ниндзя), считается, что сюрикэны были первоначально созданы из банальных предметов, таких как гвозди, иглы и т.д. Во времена мирной эпохи Эдо появились более сложно, ручной ковки сюрикэны. Метание кованых лезвий в реальном бою считалось расточительным, поэтому, по большей части, сюрикэнами были расходные предметы. Было время, когда люди часто принимали кодзука и басин за сюрикэн. Это заблуждение было распространено даже в эпоху Эдо.

Человек метал предметы с незапамятных времѐн. Частью ранних видов оружия являются камни, копья и т.д. В Японии, они создали даже железные камни (круглые или плоские) называеме тэцуцубутэ и метали стрелы, называвшиеся утинэ. Но метание предметов руками имело свои ограничения, поэтому были изобретены инструменты, чтобы запускать снаряды на больших скоростях. Некоторыми малоизвестными вариантами были сюбо (железная или бамбуковая трубка, использовавшаяся, чтобы стряхнуть дротик), кусари- сюбо (железная или усиленная бамбуковая палка со скрытым снарядом, прикреплѐнным к цепи), и сюсэн (трубка с пружинным механизмом, стрелявшая дротикам). Но термин сюрикэндзюцу относится именно к метанию скрытого лезвия непосредственно рукой.

В период Эдо (1603 – 1868), сѐгунат Токугава запретил практику сюрикэндзюцу кем либо, кроме Сѐгуна и его семьи. Но несмотря на этот указ, эпоха Эдо на самом деле стала расцветом сюрикэндзюцу, многие рюха добавили его в обучение хидэн (секретное). Этому обучению были причастны только старшие ученики и это было строго устно (кудэн). В древних свитках мы можем найти ссылки на эти учения, а некоторых случаях, эскизы использовавшихся сюрикэнов. Но секреты техники всегда передавались от мастера ученику, сохраняя высокий уровень секретности. По этой причине, большинство из этих древних искусств уже исчезли в царство древнего мира. В действительности, из 50 или около этого стилей, которые когда-то существовали, только учения Нэгиси-рю и Катори Синто-рю остались в полной сохранности сегодня, передаваясь из поколения в поколения с помощью непрерывной линии. Сюрикэн можно квалифицировать по различным категориям, включая бо, танто, гвоздь, меч, копьѐ, докко, колѐса, шпильки и так далее. Вес обычно колебался между 50 и 200 граммами, в зависимости от конструкции и функции сюрикэна.

 

Действительно ли сюрикэн является способом «отвлечение внимания оружием» или это миф?

 

Когда дело доходит до сюрикэнов, возникает множество мифов и легенд. Наиболее распространѐнным заблуждением является то, что сюрикэны были исключительно оружием ниндзя, утверждение, которое не выдерживает исторического анализа. В действительности, сюрикэны гораздо более широко использовались в самурайских рюха. Да, определѐнно использовались, чтобы отвлечь противника и создать брешь для атаки. Сталкиваясь с квалифицированным фехтовальщиком или с кем-то, кто имеет древковое оружие, например, яри (копьѐ) или нагинату (алебарда), сюрикэны можно было использовать, чтобы получить тактическое преимущество. Исторически сложилось так, что сюрикэны всегда использовались в сочетании с основным оружием, таким как меч. Если мы посмотрим на мастеров сюрикэна прошлого, то то все они были опытными фехтовальщиками со всесторонними знаниями. Сегодня я вижу много людей, метающих в неподвижные цели, как будто бы они играют в дартс. Это не правильное сюрикэндзюцу, на мой взгляд.

 

 Какая самая большая трудность в применении сюрикэнов?

 

Я бы сказал, что поддержание согласованности. Сюрикэны различаются по форме, весу, балансу и дизайну. Некоторые из них подходят для дальнего метения, в то время как другие лучше подходят для близких расстояний. Некоторые из них предназначены для броска с прямым полѐтом, тогда как другие должны вращаться полѐте. Неустойчивые факторы, такие как погода (ветер, дождь, мокрый снег, туман), температура (холодные или потные руки), окружающая обстановка (на открытом воздухе или в помещении), психическое состояние (усталость, стресс, отвлекающие факторы) и т.д., всѐ это влияет на то, как вы бросите. Излишнее размышление о броске неизбежно приведѐт к неудаче. Регулярная практика очень важна. Повторение является ключом. Если вы пренебрегаете своим обучением в течение длительного времени, вы увидите, что ваше тело становиться не согласованным. Таки образом, я установил, что большинство учеников испытывают трудности с поддержанием хорошей формы и последовательной работой. Чтобы добиться успеха в сюрикэндзюцу, вам понадобится своѐ собственное пространство для практики. Это большое препятствие для японских учеников, потому что японские дома, как заячьи норы и многие не имеют дворов. Дома находятся впритык друг к другу, часто на расстоянии всего лишь в 30 см. между собой. Поэтому уединение и безопасность всегда важны, когда сюрикэны бросаются дома.

 

Некоторые люди говорят, что в настоящее время существует «Бум на Корю». Что вы думаете об этом?

 

Конечно, в наши дни существует международный интерес к корю, но я бы не стал называть это бумом. Некоторые крупные школы разрешили открыть додзѐ и учебные группы за границей, и это относительно недавнее дело. Будучи активным членом Нихон Кобудо Кѐкай (Ассоциация классических японских боевых искусств) и Нихон Кобудо Синкокай (Общество продвижения классических японских боевых искусств), я знаком с различными школами, и в большинстве из них есть иностранные ученики. По правде говоря, на самом деле есть лишь небольшое число иностранцев, представляющих корю здесь, в Японии. И я полагаю, что это число остаѐтся неизменным на протяжении многих лет. Конечно, есть много школ, работающих за пределами Японии, предлагающих корю как средство обучения. Во многих случаях они являются современными ответвлениями, гибридами или восстановленными, поэтому вы должны быть осторожны. Под восстановленными, я имею ввиду, что школа умерла из-за прерывания в передачи, и в настоящее время восстановлена без прямой преемственности. Такое явление также возникает здесь, в Японии. Люди покупают старые свитки на рынках и интернет-аукционах, а затем пытаются воссоздать формы и обманным путѐм дают неправильные сведения. Большинство из подлинных, дошедших до наших дней традиций корю, являются членами вышеупомянутых организации, но не все. Требования к членству в этих ассоциациях строгие, и исторические записи каждой школы тщательно изучаются группой экспертов. Так что, если читатели стремятся присоединиться к школе корю, они должны тщательно изучить историю школы и принадлежность и членство.

 

Если кто-то заинтересовался, где они могут найти более подробную информацию?

 

Кобудо Рэнбукан додзѐ, расположеное в городе Камакура (в 45 минутах от центра Токио и в 15 минутах от Йокогама), радушно принимает иностранных членов в течение всего года. Пожалуйста, имейте в виду, что в додзѐ не полный рабочий день, коммерческая эксплуатация. Как и большинство инструкторов в Японии, я работаю на постоянной работе, так что я не преподаю боевые искусства для обеспечения своей жизни. Занятия обычно проходят по выходным. Я также провожу, время от времени, семинары по выходным. Для получения общей информации и запросов, читатели могут посетить наш веб-сайт на www.renbu.org.

Источник: Interview with Shihan, David Kawazu-Barber http://dokkodofootnotes.blogspot.com.es/search?updated-min=2

https://vk.com/doc183913035_437856974?hash=5a0249f2304102892e&dl=6dbf042711fbf76d5e