ДЗЭН «САМОЕ БОЛЬШОЕ ВРАНЬЁ ВСЕХ ВРЕМЁН И НАРОДОВ» Кодо Саваки Роси. Часть 3

12. ГЛУБОКО ПОГРЯЗНУВ В ИЛЛЮЗИИ – ПРОСТО ИДТИ ПРЯМО
Какой смысл нашей жизни?
Наша жизнь не имеет смысла! И с помощью дзадзэн ты, наконец, доходишь до точки, где понимаешь, что речь вообще не идёт о том "что это принесёт" – в том числе и сам этот дзадзэн.
Ты говоришь, что бессмысленно имитировать Будду. Ну, тогда сымитируй вора – и ты сам сразу же станешь вором. Замечательно в этом теле заурядного человека то, что мы можем имитировать им Будду.
Этим телом, которое до сегодняшнего дня ты посвятил азартной игре, ты можешь практиковать дзадзэн и "одним прыжком попасть прямо в местоположение Татхагаты" (Сёдока). Этот один прыжок в местоположение Татхагаты означает дзадзэн, который практикуется заурядным человеком, нервно подсчитывавшим выигрыш и проигрыш ещё секунду назад.
Ты никогда не сможешь полностью уничтожить свои иллюзии: "Я не хочу хвастаться, но у меня абсолютно нет иллюзий!". Не пытайся практиковать дзадзэн как будто бы ты хотел почистить лук. Даже если ты так получишь "сатори" или чего-нибудь там ещё – это не настоящее. Лучше практикуй дзадзэн со своим умом заурядного человека и всеми своими иллюзиями и инстинктами. Просто сядь в дзадзэн этим телом, таким, какое оно блуждает по шести мирам страдания – если ты таким образом просто сидишь, то твои ум обезьяны и воля лошади сами являются недуманьем. Твои иллюзии, такие, какие они есть – незапятнанная истина. Это то, что Догэн Дзэндзи называет в "Эйхэй Короку" "лотосом посреди огня".
Если я беру, что мне не принадлежит, то я вор: сразу же, в то самое мгновение. Если же я практикую дзадзэн, то я сразу же Будда. Для этого мне не надо техники – я должен просто верить в дзадзэн и сидеть, чтобы быть Буддой. Тогда это больше не "Саваки Кодо" – это далеко выходит за такие границы.
Что реально на самом деле? Поза твоего тела! То, как обстоит дело с твоим сознанием – это не проблема. Настоящая проблема разрешается в тот момент, когда ты предоставляешь себя правильной форме сидения.
Если ты последовательно продумаешь свою проблему до конца, то в итоге тебе не останется ничего другого, кроме как просто сидеть. У тебя не будет выбора кроме как практиковать. Так ты в конце приходишь к практике простого сидения (сикантадза), к дзадзэн, являющимся отпаданием тела и ума (синдзин-дацураку). В мире людей речь постоянно идёт о деньгах, карьере, хорошей еде и получении удовольствия. Так мы всю свою жизнь проводим в беге за сексом, сладостями и другими приманками. Дзадзэн означает попрощаться с этим: это означает сделать паузу от бытия человеком. Что означает практика? Прекратить быть человеком! Это означает, будучи человеком – бросить полотенце на ринг.
Что означает "недуманье" (хисирё)? Это означает взять отпуск от бытия человеком. Когда ты попрощаешься с человеческим миром, то наконец-то получишь достаточно места, чтобы повернуться и осветить самого себя.
Отпусти самого себя. Перестань таращиться на луну – луна светит сама по себе.
Наши иллюзии бесконечны – в этом мы ничего не можем изменить. Да речь и не идёт о том, чтобы менять в этом что-то: Речь идёт о том, чтобы просто быть. Это означает просто сидеть (сикантадза). И если ты поймёшь, что у тебя нет другого выбора чем это, то прекратишь бегать из одного тупика в другой.
Зачем мы живём на самом деле – в это мгновение? Мы живём внутри милости большого света – и поэтому мы, наконец, должны покончить с эгоистичными уловками и вернуться к нашей истинной природе. Это означает отпустить наше честолюбивое стремление к "больше" и полностью предоставить себя истинной жизни, которая осуществляется каждое мгновение в нас и посредством нас. Для этого тебе ничего не надо "делать" – если ты полностью предоставишь себя этому мгновению, то ты будешь просто дзадзэн, и дзадзэн будет сидеть для тебя и посредством тебя.
Я верю в сидение. Верить означат, что сомнения в твоей собственной, универсальной природе разрешаются: "Это так – это "я", "мне" и "моё" в действительности никогда не существовали!".
И так вылечиваются твои сомнения по поводу дзадзэн, и ты видишь, что у тебя нет другого выбора, кроме как сидеть: Это означает верить в дзадзэн.
Когда ты практикуешь дзадзэн, то в действительности это вовсе не "ты", кто практикует. Там только бесконечное пространство, бесконечное пространство практикует. Это бесконечное пространство – значение веры в дзадзэн.
В дзадзэн ты прекращаешь быть "ты". Ты становишься одним целым с большой природой – или лучше говоря: Большая природа наконец-то возвращается назад – к самой себе.
13. Я? Я КАК ПЛЕСНЕВОЙ ГРИБОК, РАСТУЩИЙ В МОКРОМ УГЛУ
Первоначально дзадзэн означает ни что иное, как практиковать самадхи сокровищницы ясного света: Там речь идёт не о том, "что это принесёт". Речь идёт о возвращении в первоначальное состояние – поэтому для сосунка вполне достаточно просто быть сосунком. Но вместо этого есть люди, которые хотят получить с помощью дзадзэн какие-нибудь озарения – но это не имеет никакого отношения к дзадзэн.
Что делает Рёкана таким привлекательным? То, что он никогда не пытается выпендриться перед нами!
Если я сравниваю себя с Рёканом, то мне стыдно: Я зарабатываю слишком много денег.
"Достичь путь" (Сии-до) – это не что-то, что могут сделать люди. То, что растёт из глубокого корня, не нужно специально удобрять: глаза лежат горизонтально, нос стоит вертикально.
Мы живём эту жизнь согласно космическому порядку, дающему нам жизнь – как тогда получается, что мы бьём себя в грудь и говорим о "нашей" жизни? Как это так получается, что всё крутится вокруг эго?
Нет вообще ничего, что бы было твоим или составляло твою суть: всё как текущая река – там нет никакой постоянной сути как "эго".
(Щипая самого себя за щёку): Это не больше чем грибок, растущий из земли при правильной температуре и влажности: Ничего особенного – плесневой грибок! Результат температуры и влажности!
Если ты смотришь на вещи только со стороны своего собственного эго, то видишь всё искажённым!
"Мне плакать, мне лететь? Забудь слёзы и взмахни крыльями!"
Кто не помнит этот детский стишок? Здесь речь идёт о том, чтобы отдать от себя всё, отпустить всё в это мгновение и предоставить это тело Будде. Если ты всем сердцем позовёшь Авалокитешвару Бодхисаттву, то тебя не существует в этот момент – там есть только Авалокитешвара Бодхисаттва. Но и наоборот – это означает, что ты заполняешь всю вселенную.
"Поле, гора, деревня, моё тело они крик петуха – и ничего кроме этого!"
Ты должен только подогнать длину волн, чтобы быть одним целым со всем. Разделение между полем, горой и тобой исчезает, и крик петуха звучит сквозь всю вселенной. Кроме этого крика нет ничего. Это так не только для звуков – всё является одним целым с этим криком, и нет того, кто слышит, и ничего, что было бы услышано. Субъект и объект исчезают в этой точке.
Ты должен смотреть на вещи с того места, на котором ты всё полностью забыл: Не только богатство и бедность, но и все другие людские способы измерения ценности. Если ты можешь это, то даже 1000 святых не смогут приблизиться к тебе.
Прекрати стрелять, забудь абсолютно всё! Как мужчина ты должен забыть своё бытиё мужчиной, как женщина женщиной. Учёные должны забыть свою науку, аристократия своё аристократство, бедные свою бедность. Тогда нет причин ни для ненависти, ни для высокомерия.
В пути Будды речь идёт не о том, чтобы сделать Будду из заурядного человека. На пути Будды заурядный человек и Будда вместе прыгают далеко за границы между "обычным" и "особенным", "иллюзией" и "сатори". Учение Будды не делает проблемы из иллюзии и просветления.
"Попадание, которое заставляет тебя забыть всё" (Сёбогэндзо Кэйсэй-сансёку).
Ты не должен изо всех сил стараться услышать "истинный звук" бамбука – звук бамбука заполняет всю вселенную. Когда ты слышишь звук бамбука, не существует ничего кроме звука бамбука. Когда ты залезаешь в ванную, не существует ничего кроме мытья. Когда ты ешь, ничего кроме еды.
Делать вид, как будто бы твоя практика или твоё сатори принадлежали тебе самому – это как одновременно делать вид, что ты спишь и утверждать, что тебя нет дома.
Жизнь идёт не так, как ты себе это представляешь. Но если ты прекратишь делать себе неправильные представления и вместо этого повернёшь взгляд на самого себя, то увидишь, что нигде вокруг тебя нет никаких препятствий.
Все твои проблемы происходят из твоего представления, что ты можешь драться против необходимости. Разве ты не замечаешь, что просчитался – и теперь бесполезно дёргаешься?
"Ничего особенного!" написал Дзиун Сондзя большими мазками. Люди радуются и плачут, они делают много шума из ничего – но только со стороны, основанной ни на чём, ты увидишь, что действительно нет ничего особенного.
Ты делаешь много шума из ничего – в действительности не играет никакой роли, какой выпадет жребий. Потому что, что бы ни произошло, ты не выпадешь из космического цветка лотоса Дхармы.
14. БУДДАДХАРМА БЕЗГРАНИЧНА И ВЕЧНА – КАК БЫ ОНА МОГЛА ВЛЕЗТЬ В ТВОИ РАМКИ СЧАСТЬЯ И УДОВЛЕТВОРЕНИЯ?
Будучи людьми, мы имеем разные озарения и сатори. Но если мы не выйдем за рамки того, что имеют люди, то наше сатори является всего лишь нашей личной собственностью. То, что является твоей личной собственностью, в конце концов, абсолютно неважно. Ты говоришь, что субъект и объект – одно целое и называешь это "твоим" сатори? Ты говоришь об отпускании и веришь, что нашёл таким образом "твоё" спокойствие? Распространённая ошибка...
Ты говоришь о том, что хочешь выбросить своё эго – разве на самом деле ты не пытаешься подобраться поближе к Будде? К Будде, которого ты подогнал под свои собственные представления! Ты говоришь, что учение Будды тяжело понять? Почему тебе тяжело его понять? Потому что ты пытаешься понять его своей личной маленькой головой – если бы ты, наконец, покончил с этим, то в этом не было бы ничего сложного!
В конце концов, в учении Будды речь идёт о том, как мы покончим с самим собой. Я же всегда думал, что моя практика будет развиваться так, как я себе это представлял – и таким образом практиковал в надлежащей форме многие годы, без того, чтобы разрешилась моя собственная проблема. Истинная проблема – это ты сам, но с этой проблемой ты не справишься до самого конца.
Ты считаешь себя довольным? Это только сон! Прекрати смотреть сны и делай всем сердцем то, что не делает довольным: Дзадзэн. Иди твёрдым шагом путь, на котором нечего выигрывать – такого называют "Человек на пути просветления".
"Спокойствие ума" или "сатори" – не нечто постоянное: Если ты думаешь, что понял "истинную Дхарму", то делаешь большую ошибку.
Чем больше книг мы читаем, тем больше застываем в понятиях: Это Хинаяна, это Махаяна или лучше сказать...
Но с каждым сложным понятием мы всё больше и больше теряем истинный вкус реальности. Поэтому мы должны сначала понять, что эти игры с ними нас никуда не приведут. Тогда мы снова сможем разобрать эти кучи слов и смотреть на мир трезво и без грима. Когда мы освободимся от сети наших понятий, в которой запутались, то наше кровяное давление понизится, и мы будем встречать жизнь в любой ситуации со свежим умом. Поэтому я всегда говорю: "Эй, расцепитесь!".
Мы постоянно в чём-нибудь запутываемся – если мы придерживаемся правил, то в нашем сознании остаётся: "Разве вы не видите, как я придерживаюсь правил!?".
Или мы говорим вещи типа: "Этот аспект учения Будды никто полностью не понимает – кроме меня!".
Мы не должны становиться такими истеричными.
Как бы хорошо ни было то, что ты делаешь – если ты запутаешься в этом, то оно ничего не стоит: Забудь своё сатори, забудь все свои хорошие дела!
Важно не то, насколько ты умный. Это не имеет никакого отношения к учению Будды. Дхарма – это ни что иное, как твоя первоначальная форма. Поэтому важно, чтобы ты прекратил выпендриваться перед собой и другими, а вместо этого вернулся к твоему истинному "Я".
Первоначально пустота означает то, что не влезает в рамки твоих желаний и мыслей. Ничто не идёт так, как ты лично надеешься.
Почему люди так заняты? Потому что они все пытаются сделать ещё что-то для себя лично.
Все дают себя вести за нос своему эго. Все идеи, которые шепчет нам в уши это эго – иллюзии.
Ты сбиваешься с дороги, если пытаешься найти путь для себя лично. Брось в путь самого себя. Если ты отдашь всё ради пути, то от тебя не останется ничего кроме самого пути: Это сатори.
Сатори – это не что-то, что сделает довольным тебя лично. Сатори означает, что вся вселенная непрерывно связана. Сатори должно иметь для тебя такой же эффект, как и для всех остальных: пока у тебя речь идёт только о тебе самом лично, это не имеет никакого отношения к пути Будды.
Что!? Ты спрашиваешь о решении большой проблемы жизни и смерти для себя самого? Кого интересует твоя жизнь и твоя смерть? Ты не волнуешь абсолютно никого! Ха, ха, ха...(Ока Сотан Роси)
Быть монахом означает распрощаться со своими человеческими желаниями и надеждами. Это означает заменить эти желания и надежды на что-то совершенно другое.
Не делай дзадзэн чем-то заурядным. Лучше сделай заурядного человека в тебе частью дзадзэн. Из дзадзэн ты не должен делать абсолютно ничего.
Решение проблемы жизни и смерти ты узнаешь тогда, когда полностью растворишься в практике пути Будды. Жить свою жизнь подобным образом означает ни что иное как "отпадание тела и ума" (Гэндзёкоан).
15. ДЗЭН – НЕ СПИРИТУАЛЕН. ДЗЭН ПРАКТИКУЮТ ТЕЛОМ
Один бизнесмен, который задолжал большую сумму денег, услышал одну из моих лекций и пришёл к выводу: Что я могу – то я и могу, а что нет – то нет. Я просто сделаю своим телом то, что я могу, не создавая себе в голове ненужные заботы.
Некоторые монахи говорят: "Я брею свою голову в своём сердце" – и не стригут волосы. Как они себе это представляют? Как себя чувствует тот, у кого бритая голова, ты поймёшь только тогда, когда побреешь свою голову. Что такое ношение тренировочного костюма ты поймешь, когда сам наденешь тренировочный костюм. Поэтому я предпочитаю носить кэсу. Сатори осуществляется не в твоей голове. Сатори практикуют телом. Это означает практиковаться в позе Будды. С тем, что называется "спиритуальным", нужно быть очень осторожным. Практика Дзэн должна начинаться с тела.
Практика означает вести религиозную жизнь.
Ум выражается в теле – или лучше сказать: В отношении к жизни.
Сутры – это не больше, чем вода, которую ты вначале заливаешь в насос, чтобы он начал работать. Когда ты после этого практикуешь своим собственным телом, то твоё отношение к жизни действует как насос, который выносит на свет воду вечной истины. Даровать означает не требовать. Здесь речь идёт не о деньгах и не о материальных вещах. Мы не должны также хотеть получить сатори или попасть в рай. Или бояться ада. Речь идёт о том, чтобы жить свою повседневную жизнь как выражение дарования. Мы должны жить то, что "хорошо для ничего" – тогда мы прекратим цепляться за нашу жизнь, и наше истинное "Я" свободно и суверенно манифестируется в нашем отношении к жизни. Путь выражается не в интеллектуальном понимании: Наше отношение к жизни и наш характер и есть путь.
Дзэн – это твоя повседневная жизнь. Если ты идёшь в туалет, то должен заново найти свою жизнь в туалете. Если ты идёшь в ванную, то должен в ванной повернуться лицом к религиозной жизни. В дзадзэн речь идёт о том, чтобы постоянно оживлять свою собственную жизнь свежим дыханием.
Сатори не означает усвоить новые понятия. Сатори означает заново создать свою собственную жизнь. Это означает заново жить вечную жизнь в каждом отдельном мгновении. Если ты жалуешься на мороз, то тебе будет казаться, что тебе ещё холоднее, чем и без того уже есть. Лучше молчи. Если мы о чём-нибудь говорим, то только водим словами самих себя за нос.
Один учитель дзюдо сказал: "В моей школе речь идёт о том, чтобы постоянно быть в течении. Например, если противник схватил тебя за правую руку, то уже поздно беспокоиться о ней. Быть в течении означает открыть новую дорогу левой рукой. Когда ты начинаешь практиковать дзюдо, то должен сначала научиться быть в течении. Будучи восьмидесятилетним, я и сегодня всё ещё практикую это". Таким образом "быть в течении" означает постоянно заново создавать свою собственную жизнь. Нигде не пребывать, нигде не останавливаться, ни за что не цепляться – тот, кто не создаёт постоянно заново свою жизнь таким образом, застрянет в своих буднях. Если ты не цепляешься за самого себя, то жизнь в мире не так тяжела. Только потому, что ты цепляешься за себя, тебе всё кажется проблематичным и сложным. Ты думаешь, что луна грустна или счастлива, потому что смотришь на неё с твоей личной точки зрения. Лучше посмотри на самого себя с точки зрения луны!
Нет причин быть таким грустным. Если ты проигрываешь, то это означает, что твой противник выигрывает. В глазах Бога первое так же хорошо, как и второе.
Ты сильно застрял в своих иллюзиях. Этим ты связываешь самого себя. Для того чтобы выйти из тупика, ты должен смотреть на вселенную как на одно целое, не цепляясь за какую-нибудь её отдельную деталь. Даже иллюзии нельзя схватить. Ты – это ты, я – это я. То, что является счастьем для головы, не является счастьем для ног. Если ты смотришь на вселенную как на одно целое, то твои окостеневшие понятия, на которых основаны твои иллюзии, исчезнут сами собой.
16. ТЫ ИЩЕШЬ СПОКОЙСТВИЕ УМА? ЛУЧШЕ СПЕРВА КАК СЛЕДУЕТ ПОБЕСПОКОЙСЯ!
"Что!? Спокойствие ума!? Что ты хочешь с ним делать, такой молодой, какой ты есть? Или ты думаешь, что у тебя всё будет хорошо, если ты сначала найдёшь спокойствие ума? Лучше сначала как следует побеспокойся! Я уже перевалил за семьдесят и всё ещё беспокоюсь. Просыпайся, наконец-то, от своего сна!"
(Слова старейшины в храме Хориндзи).
Мы должны всю нашу жизнь беспокоиться об учении Будды: Что я могу сделать для пути, как я должен жить?
Здесь должно начинаться наше беспокойство. Если мы не будем внимательны, то в старости ещё привыкнем к монашеству и прекратим беспокоиться.
Ты думаешь, что благодаря дзадзэн у меня много энергии в хара (нижняя часть живота) и здоровое сердце и это делает меня активным человеком? Не неси чушь. Я живу свою жизнь так, как будто бы шёл по тонкому льду: очень осторожно и с большим уважением. И это так именно потому, что я практикую дзадзэн.
Однажды мы должны хорошенько поразмыслить, что мы можем сделать, чтобы не быть обузой для других. Нет ничего важнее, чем не стоять ни у кого на пути. Если ты не до конца понимаешь, как же сильно действуешь всем на нервы, то твоя практика не достаёт даже до Хинаяны – это хуже некуда.
Ты должен понять, что не всё так, как бы тебе этого хотелось. И это не изменится в течение всей твоей жизни. Ты должен это просто принять. В принципе нет вообще ничего, что бы ты ни должен был принять – потому что ни одна вещь не танцует под ТВОЮ дудку.
Ты раздражаешься, потому что веришь, что твоё тело принадлежит тебе самому. При этом это всего лишь вонючий мешок мяса, с мочой и говном. Действительно ли он принадлежит тебе? Принадлежит ли он вообще кому-либо? Если ты знаешь, что это тело – не ТВОЁ тело, то больше нет причин для раздражения.
Подгони себя под своё окружение, доставь другим радость. Живи свою жизнь таким способом, который позволяет твоему соседу быть довольным. Практикуй это в браке. Практикуй это в обращении с твоими родителями и детьми. Живи свою жизнь как мертвец – так ты никому не будешь действовать на нервы.
Это так и для меня: Если я не абсолютно мёртв, то начинаю злиться. "Быть мёртвым" означает, что это тело не принадлежит мне – оно принадлежит всем вместе, и я предоставляю его людям, они могут делать с ним всё что захотят. Пусть они получают удовольствие от этого мертвеца.
Ты должен выбросить своё тело, если хочешь найти путь. Ты просыпаешься точно в то мгновение, в котором отпускаешь своё тело.
Все бессильны против того, кто полностью отпустил своё тело. Даже если ты дашь ему пинок под зад – ты всё равно бессилен против него.
Некоторые думают, что освободиться от жизни и смерти означает то же самое, что и рисковать жизнью. Но рисковать жизнью не сложно. Бандиты из старых времён все выбросили свою жизнь. Освободиться от жизни и смерти означает нечто другое: Это означает целиком прояснить учение Будды.
Когда я вернулся после войны, то стал однажды свидетелем взрыва оружейного склада. Ты не можешь себе представить, как скукожились от страха мои яйца! Во время войны я всегда хвастался своим боевым духом, но теперь, глядя назад, это кажется просто легкомыслием главаря банды типа Кунисада Тюдзи. Храбрость появляется тогда, когда мы видим врага, против которого можем драться. Но если ты молча сидишь один в дзадзэн, то храбрость и боевой дух тебе абсолютно ничем не помогут, когда пол начнёт трястись под твоими ногами. Спокойствие, которое мы находим в учении Будды, не имеет никакого отношения к самонадеянности Кунисада Тюдзи. Мы должны практиковать учение Будды совершенно другим образом.
Когда я понял это в первый раз, то прекратил соревноваться с другими, кто из нас самый лучший и самый храбрый.
Сначала просто сядь. Нет причины торопиться. Спокойно прими правильную позу. Это исходная точка: Смотри на всю свою жизнь из дзадзэн, ступай в путь прояснить ситуацию с твоей жизнью.
Заурядный человек, который превращается в святого, это только кармический фабрикат. Искусство дзадзэн лежит в том, чтобы просто сидеть, не делая ничего другого. Ценность простого сидения лежит в его прозрачности и безвкусности.
Дзадзэн не бросается в глаза. Люди всегда хотят бросаться в глаза, поэтому они ничего не понимают в дзадзэн. То, на что люди смотрят как на "учение Будды", на самом деле не имеет никакого отношения к учению Будды.
Нет ни одной вещи, которая не была бы выражением истинного учения. В этом мы видим, насколько прозрачно истинное учение. Проблема: Люди не хотят прозрачности, они хотят раскрасить всё яркими цветами.
"Длинный день
Спокойно сидит
Старый святой" (Масаока Сики)
Когда я читаю этот стих, то чувствую, как успокаивается моё кровяное давление. Воплощёно на практике это означает: Дзадзэн.
Непостижимое, выраженное одним словом: Нет прибыли. И в простонародье: Дзадзэн ничего не приносит!
Какая бы жизнь могла быть более беззаботной, чем та, в которой нечего выигрывать? Дзадзэн ничего не приносит потому, что мы просто сидим, без какого-нибудь намерения. До сегодняшнего дня я всегда так жил: без намерения выиграть что-нибудь.
Как-то спросили одного, рецитирующего имя Будды: "Тебе это что-то дало, рецитировать имя Будды?".
Его ответ был: "Нет, абсолютно ничего".
С моим дзадзэн это также: Все стараются получить просветление с помощью дзадзэн, но мне и в семьдесят дзадзэн всё ещё ничего не принёс.
Путь Будды поканчивает со всем одним ударом: в том числе и с иллюзией, в том числе и с просветлением.
Что тебе принесло твоё рождение? Ты делаешь вид, как будто бы был чем-то особенным, но что в тебе особенного? Нет ничего, что бы было для чего-нибудь хорошо. Поэтому мы говорим "нет ничего, что можно было бы схватить", "нет прибыли".
"Нет прибыли" – что могло бы быть красивее в человеке?
17. УВАЖАЕМАЯ ПУБЛИКА! ПОСМОТРИТЕ НА ЭТОГО ИСТИННОГО МОНАХА!
Некоторые люди говорят: "Саваки роси – не один из этих дегенерированных священников, у которых есть свой собственный храм!". Какими изощренными мы всё-таки можем быть, когда речь идёт о том, чтобы выпендриться перед другими: Всегда, когда мы находим что-нибудь особенное, на что мы можем любоваться и чем восхищаться, то только пачкаем этим Дхарму.
Кто сделал все эти хорошие дела? Ты? Если их сделал "ты", то в этом ничего особенного!
Если ты прекратишь красоваться перед другими, то твоя жизнь будет занимать безграничное пространство. С тех пор, как я принял эту профессуру в университете Комадзава, я получаю каждый месяц зарплату за дзадзэн – странно, если ты начинаешь делать бизнес из того, что на самом деле должен практиковать для себя самого втихоря. Это означает, что моя практика ещё незрелая!
Рёкан не имел ни денег, ни имени, ни положения. Почему это делает его чем-то особенным? Потому что он не запутывается в своих человеческих желаниях. И потому что он сам был бы последним, кто бы назвал себя чем-то особенным.
Когда люди начинают говорить, что ты являешься чем-то особенным, то ты больше не настоящий монах, а просто красуешься как монах. Если люди обращают на тебя внимание, то с твоей практикой что-то не так.
Чайные чашки в старом корейском стиле (Идо-тяван) не важничают и не унижаются. В этом нет ничего искусственного, это не украшение, там нет ни капли тщеславия – их гончар полностью забыл всё это. Это забвение и есть именно то, о чём должна идти речь в чайной церемонии.
Знаком истинной доброты является то, что она не знает границ. Доброта должна всегда иметь достаточно места отдать ещё больше. И при этом она ни капельки не должна думать, что "добра". Жить свободным от понятий и мыслей означает, что ты просто делаешь то, что ты делаешь, не много размышляя об этом.
Японская садовая архитектура очень тонка: Мастера доводят их искусство до такой степени, что они компонуют, ещё компонуют, пока не дойдут до точки, где это наконец-то выглядит, как будто бы выросло само собой – это считается самой высшей точкой тончайшей садовой архитектуры.
Вопрос только в том, почему же сразу не наслаждаться живой природой?
"Странный" человек, который считает самого себя странным, на самом деле нестранный. Он просто делает вид, что он "странный". Только странный человек, который считает себя абсолютно нестранным, действительно странный.
Тот, кто считает себя мастером Дзэн и хочет, чтобы другие обращались с ним подобающим образом, ведёт себя как дурак. Истинный мастер Дзэн вообще не думает о том, мастер он Дзэн или нет.
Некоторые монахи так строго придерживаются правил только потому, что за это ими восхищаются. Для меня это чем-то похоже на трюки фокусника в цирке – я бы охотно сказал: "Уважаемая публика! Посмотрите на этого истинного монаха!".
Также как и жизнь, так и Буддадхарма – только сон во сне. Ты не можешь хвастаться этим сном – это было бы похоже на мастера молчания, который утверждает: "Все в мире постоянно говорят о себе – только я храню молчание!".
"Бесшумен и элегантен – полёт соловья".
Не делая для себя рекламы, молча идти своим путём – как соловей, улетающий бесшумно. Для этого необходимо иметь религию у себя внутри. Потому что этот путь – путь просветления.
Одному молодому монаху, который с очевидным честолюбием практиковал путь Будды, я сказал: "Лучше смотри, чтобы ты не выдохся!".
Потому что в практике пути речь идёт не о том, чтобы что-то достигнуть. Твоя повседневная практика должна быть выражением бесцельности, самоотверженности и отпускания.
Поэт хайку Бусон, который всю свою жизнь не стремился ни к чему особенному, именно поэтому кажется нам таким величественным и чистым.
18. ПОЗА ТЕЛА ВЫРАЖАЕТСЯ ВО ВСЕЙ ТВОЕЙ ЖИЗНИ
Живи свою жизнь тем, что ты просто следуешь голосу Дхармы. Таким образом, сама твоя жизнь становится религией. Религия не должна быть идеалом или интеллектуальным пониманием. Речь идёт о том, чтобы привести в движение это тело – эту массу из плоти и крови, эту кучу клеток, это гнездо бактерий – согласно истинному учению. Когда действие этого тела является одним целым с движением истинного учения, тогда то, что делает это тело, называется практикой.
Когда говорят о практике, то люди думают, что речь идёт о том, чтобы становиться под водопад или практиковать дзадзэн. Но это не так: Практика означает, что ты живёшь свою жизнь, будучи тянутым Буддой.
Люди считают, что практика Дзэн очень тяжела. При этом практика означает ни что иное, как жить нашу повседневную жизнь. Наше отношение к жизни – это практика. Догэн Дзэндзи называет это гёбуцу (практика Будды). Практиковать этим телом все аспекты повседневной жизни на основе дзадзэн означает практиковать путь Будды.
Отделённый от повседневной жизни, буддизм – труп. Все аспекты твоей жизни должны быть путём Будды.
Если ты не будешь внимательным, то учение Будды ещё станет для тебя идеалом. Но это было бы абсолютно неправильно: Учение Будды – это отношение. Поэтому считается, что "Твоё поведение – это Буддадхарма, суть выражается в твоём способе делать вещи". Не будь таким глупым, чтобы подумать, что ты должен следовать правилам поведения как робот. В дзадзэн ты не должен впадать ни в одну из этих крайностей. Начни с практики своего тела тем, что ты подгонишь свою длину волн к длине волн Будд и патриархов и остаёшься открытым для всего без исключения.
Моя вера – это вера в дзадзэн, в сидение. "Твоё поведение – это Буддадхарма, суть выражается в твоём способе делать вещи" – только с этой практикой мы встречаем живого Будду. Без практики не может быть и Будды. Истинного Будды мы манифестируем сами посредством нашего отношения к жизни.
Мне кажется, что сегодня многие люди путают слово "свобода" с деланием того, что им хочется. Кажется, современные люди страдают от хронической болезни хотеть делать только то, что в этот момент доставляет им удовольствие. Все аспекты нашей повседневной жизни должны быть направлены на ясную цель – мы должны целиться подобно снайперу во время еды, как и в туалете.
Пока ты не практикуешь истинную Дхарму, не может быть и речи о том, что "путь не тяжело достигнуть" (Синдзиммэй). То, что путь не тяжело достигнуть означает просто практиковать именно так, как это продемонстрировали все Будды и патриархи.
Манифестировать истинную Дхарму сырьём твоей собственной жизни – это называется практикой пути Будды. Дзадзэн – это манифестация Татхагаты в твоей собственной жизни.
Мы должны сделать всё, что в наших силах, чтобы подойти в нашей повседневной жизни как можно ближе к учению Будды. Мы должны постоянно продолжать тянуть сеть Будды – в этой жизни и в следующей, в этом мире и в следующем. В этом наша практика.
Догэн Дзэндзи нигде не говорит о "школе Дзэн" – он говорит только о Буддадхарме. Почему? Потому что в нашей школе речь идёт не только о Дзэн. Когда мы едим, то мы в школе еды, в туалете – в школе туалета, и если мы чихаем, то мы делаем это согласно школе чихания.
Быть Буддой означает полностью быть самим собой – здесь и сейчас. Полностью быть в этом моменте. Полностью быть одним целым с тем, что ты делаешь. На этом самом месте полностью быть одним целым со всеми аспектами твоей повседневной жизни.
Быть одним целым с повседневной жизнью – это то, что выражают буддийские правила в конкретных параграфах. В них манифестируется твоя природа Будды.
Практика не означает, что ты учишься своему ремеслу как ученик – она означает, что ты наполняешь природой Будды все 24 часа твоей повседневной жизни.
Не старайся найти путь вдалеке. Практика относится ко всем аспектам твоей повседневной жизни. Спать – практика, вставать – практика – не должно быть ничего, что не было бы практикой. С утра до вечера ты ни на волосок не отдалён от Будды – это означает идти путь Будды.
Сама твоя практика – сатори, твоя форма – ум, твоё отношение – путь. То, что твоё поведение – Буддадхарма, означает, что твоё отношение выражается во всех аспектах твоей жизни.
19. СИЛУ К ЖИЗНИ ТЫ ПОЛУЧАЕШЬ ОТ СВОЕЙ РЕЛИГИИ
Жизнь – это одна сплошная семейная ссора, где мы всё время напрасно ждём, что кто-нибудь придёт и уладит её для нас. Ту единственную инстанцию, которая может уладить эту ссору, мы должны носить в самом себе. Это то, что я называю верой. Эту внутреннюю силу ты получишь от твоей религии, от буддизма. Это должно быть так, как будто бы Авалокитешвара Бодхисаттва жил в твоём сердце, и каждый день посещал тебя. Ты должен развить это отношение до такой степени, что Авалокитешвара появлялся бы в каждом месте и в каждом мгновении – тогда ты освободишься не только от своего собственного страдания, но и уничтожишь всё страдание вокруг тебя.
Когда ты рецитируешь имя Будды, то все твои действия должны исходить из самой этой рецитации.
Каким бы воодушевляющим не было учение Будды, которое ты слушаешь, каким бы великолепным не было сатори, которое ты переживаешь – если это сатори весит как колокол под крышей, без того, чтобы ты тянул за канат практики, то твоя жизнь будет, как и прежде полна неудовлетворения. Твоя практика должна быть подобной звону в этот колокол!
Ты должен смотреть на свою повседневную жизнь ясными глазами Авалокитешвары; изменить её и осуществить эту ясность в самой твоей повседневной практике: Не теряй самого себя из виду!
Не достаточно смотреть на мир сверху вниз с твоей высокой позиции: Как только ты увидел, в какую сторону ведёт твой путь, то должен твёрдым шагом идти вперёд. Если ты знаешь свой путь, то не собьёшься с дороги, куда бы ни пошёл. Тебе нечего будет бояться, что бы ты ни делал.
Дзадзэн должен развёртывать своё действие в твоей жизни. Ты должен чувствовать действие дзадзэн во всей твоей жизни. Эта жизнь во всей своей свежести – сам дзадзэн.
Когда ты слышишь учение во всём его величии, тем глубже должна идти твоя практика. Твоя практика должна присутствовать в каждом отдельном мгновении.
Королевское самадхи означает, что ты вносишь порядок в свою жизнь. Это ум, который приводит твою жизнь в порядок. Я часто говорю об истинном "Я" или о том, что мы связанны с вселенной, но на самом деле в итоге речь идёт о том, чтобы полностью жить нашу жизнь. Для этого мы должны вначале как следует просеять её и позаботится о том, чтобы там всё подходило друг к другу: Делай, что ты должен делать, и оставь, что ты должен оставить.
Практика практикующего дзадзэн должна манифестироваться и во время ссанья, и во время еды, и в звуке его деревянных сандалий или ботинок. Мы рецитируем сутру прежде чем шагнуть в ванну потому, что сам дзадзэн принимает ванну.
Ты не должен герметично упаковывать своё сатори: Если ты однажды прикоснулся к этой вещи, которая не допускает никаких сомнений, то должен строить на ней всю свою жизнь – если ты пьёшь чай, то ты пьёшь чай, если ты ешь, то ты ешь. Всё равно, встаёшь ли ты, спишь ли или падаешь – вся твоя жизнь должна быть наполнена этой светлой ясностью.
Каждый день ты должен заново выходить за свои границы, ты должен жить свою жизнь тем, что отдаёшь от себя всё. И новичок должен изо всех сил стараться быть совершенным новичком. В дзадзэн отдать от себя всё означает, что ты становишься одним целым с дзадзэн. Во время чая ты становишься одним целым с чаем, во время еды с едой. Во время работы ты отдаёшь от себя всё работе, а когда ты спишь, то ты спишь как сурок.
Путь Будды всегда лежит прямо под твоими ногами. Если ты писаешь, то это способ писанья. Если чихаешь – способ чиханья. Или звук твоих шагов. Вся вселенная наполнена путём Будды.
Не делай половину дела: Ты должен смотреть на себя и свою жизнь с той точки, которая лежит до рождения твоих родителей. Как ты хочешь жить свою жизнь на самом деле? Первый шаг ты должен сделать с той точки, которая лежит до рождения твоих родителей.
"Даже если ты слушаешь и повторяешь учения прошлого, какой в них смысл, если ты не практикуешь их?" (Симадзу Дзиссин) Дойдя до конца мачты, сделать ещё один шаг – это больно. Здесь учение Будды прекращает быть просто словами – это твоя конкретная практика. Практика означает воплощать путь Будды на практике.
Прекрати мечтать: Там нет Будды после тебя и заурядного человека до тебя, нет иллюзии, нет сатори. Просто дай учению Будды тянуть тебя вперёд – это означает "недуманье" (хисирё). Просто иди прямо вперёд.
Ты не должен делать путь Будды средством для достижения цели в твоей жизни. Важно, чтобы путь Будды тянул всю твою жизнь.
20. САТОРИ? ЭТО ОЗНАЧАЕТ НИ ЧТО ИНОЕ, КАК ПРОИГРАТЬ
Был некто, кто всю свою жизнь жаловался, что все его друзья стали министрами и мэрами, в то время как он зарабатывал деньги, как простой сторож... Ну и что? Министр живёт свою жизнь как министр, сторож как сторож. В твоей жизни для тебя должны существовать более важные вещи, чем это.
Я люблю выражать буддизм одним единственным приказом: "Прекратить огонь!".
Там нет больше двух противостоящих сторон, там нет никого, с кем мы должны были бы соревноваться.
Мы должны жить нашу жизнь таким образом, который как можно больше соответствует учению Будды. Если мы строим её только на наших человеческих мыслях, то будем постоянно соревноваться с другими.
Чтобы узнать, что природа Будды наполняет всех нас, мы должны сначала узнать непостоянство. Узнать непостоянство означает придать нашей жизни смысл.
Если ты узнаешь непостоянство, то поймёшь, что лучше пожертвовать собой ради других, чем жить для самого себя. Этот ум, который жертвует себя ради других, познаёт непостоянство.
Мы не можем избежать того, чтобы делать что-нибудь для других: Разве ты не видишь, что чувствуешь себя лучше, когда даёшь, чем когда берёшь?
Чем больше ты делаешь для других, тем больше выигрываешь для свой жизни. Чем больше ты делаешь для себя самого, тем больше ты теряешь свою жизнь из-под контроля.
Если мы пытаемся управлять природой с помощью нашей науки и цивилизации, то эта природа когда-нибудь ударит назад. Разве мы недостаточно часто видим, как того, кто думает только о себе, бьёт обратно его окружение и отбирает у него всё? Есть, например, люди, которые тратят всю свою жизнь на то, чтобы заработать как можно больше денег, но когда они наконец-то хотят отдохнуть на своём богатстве, то их дети выбрасывают их из дома. Но и наоборот, тот, кто всю свою жизнь защищал других, узнает, что и это вернётся к нему. Другие тоже будут защищать его.
Всё равно, в какую сторону ты подвинешь воду в бассейне, уровень воды опять выровняется. Если ты попытаешься забрать воду к себе, потому что тебе слишком мелко, то она снова уйдёт от тебя. Если же ты отодвинешь её, то она снова вернётся назад. Поэтому то, что ты делаешь для других, ты делаешь и для самого себя, и то, что ты делаешь для самого себя, делаешь и для других. Там нет никакого разделения между тобой и другими, всё безгранично связано друг с другом. Жертвовать собой ради других с этим умом означает иметь ум Бодхисаттвы.
Самый большой выигрыш, которого ты можешь достичь для себя самого, состоит в том, чтобы сделать всю вселенную своей собственностью. Дойдя до этой точки, всё будет встречать тебя как часть тебя самого, и всё, что ты сделаешь для себя, ты сделаешь и для других. Это означает, что самый большой выигрыш для тебя одновременно и самый большой выигрыш для других. И если ты наоборот, полностью живёшь свою жизнь ради других, ни капельки не думая о самом себе, то снова выйдешь на точку самого большого собственного выигрыша. Твой ум будет иметь покой и тебе всего будет достаточно в твоей жизни.
Бодхи-дух не означает: "Я один". Он означает: "Я вместе со всеми страдающими существами".
Если ты положишь раскалённый уголь в холодный пепел, то уголь остынет. Но если много кусочков угля соберутся вместе, то они разожгут огонь. Так ты помогаешь мне, а я тебе.
(Об отношениях между мужчинами и женщинами)
Это важная проблема! Если ты найдёшь женщину, в которой ты можешь быть уверен в том, что вы поможете друг другу на вашем духовном пути, то никто не может иметь что-нибудь против того, чтобы вы начали отношения и поженились. Но, как я уже сказал, это должна быть связь, которая позволит вам обоим развиваться дальше.
Нам иногда кажется, что это потеря для нас – отдать что-нибудь другим. Но на самом деле это самое большое счастье для человека, если он может помочь другому.
До сегодняшнего дня я думал, что мир существует для меня, с сегодняшнего дня я буду жертвовать свою жизнь для мира. Речь идёт об этой смене направления.
Если ты на том месте, на котором сейчас находишься, отдашь от себя всё – то от тебя ничего не останется. Если ты полностью отдашь себя этой практике, то увидишь, что наоборот, нет ни одного места, на котором тебя бы не было.
Если твой ум такой открытый и просторный как небо и земля, то ты везде узнаешь самого себя – и везде будешь совершенно неэгоистичным.
"Просто выброси один раз своё маленькое 'Я' – ты увидишь, что твоё тело велико как 3000 миров большого космоса!" (Мусо Кокуси) Если ты это однажды понял, то и подумаешь во время писанья в туалете о том, кто убирает после тебя. Если ты моешься, то подумаешь о тех, кто будет принимать ванну после тебя. Кто даёт, поставит себя на место принимающего, кто принимает, поставит себя на место дающего. Об этом говорят, как о мире сияющего во все направления света. Ты везде найдёшь себя в этом мире, сами небо и земля являются твоим истинным "Я".
Конкретно говоря: Мы должны как можно больше проиграть. Ты не должен иметь успех. Лучше всего, если ты тайно жертвуешь собой ради других.
Я часто говорю, что сатори означает проиграть. Выиграть означает идти в заблуждении. Тот, кто выигрывает в игре с деньгами или в лотерее, тот потеряется в иллюзии. Почему на самом деле все люди хотят выигрывать и иметь успех? Если бы мир понял, что это абсолютно не обязательно, то у нас, наконец, был бы мир на земле.
Учение Будды означает, что Будда жертвует собой ради страдающих существ. Посмотри на Шакьямуни: Родился принцем, отказался от трона и стал просить милостыню. Так же и Бодхидхарма, он тоже превратился из принца в нищего. Только там, где ты жертвуешь собой и теряешь, ты найдёшь учение Будды. Там, где есть что выиграть, нет Дхармы.
21. ТЫ ХОЧЕШЬ ДОЖИТЬ ДО ВОСЬМИДЕСЯТИ? ЛУЧШЕ ЖИВИ ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ!
Причина, по которой мы все постоянно ссоримся – это наша иллюзия. Мы все где-то носим с собой одно противоречие, которое не можем разрешить. И малейший повод может заставить его взорваться. В итоге это означает, что мы не понимаем нашу жизнь.
В 13-14 я начал мучиться в своей собственной жизни, и в 16 это страдание достигло своего максимума: Как я должен жить? Выбросить мне это тело страдания? Нет, так не пойдёт. Мне не осталось ничего другого, кроме как идти свой путь этим телом греха. Оно могло бы стать бандитом, убивающим кинжалом даже своего собственного брата – но вместо этого я решил посвятить его дзадзэн. Это не мелочь. Это означает большой выигрыш не только для меня, но и для всех вокруг.
Отчаяться в бытие человеком, покончить с бытиём человеком, стать Буддой: Всё не так просто. Ты должен практиковать это как человек, какой ты есть. Речь идёт не о том, чтобы сбежать из круговорота жизни и смерти. Эта жизнь, эта смерть – сцена для твоей практики.
Но не думай, что ты практикуешь внутри жизни и смерти. Сама твоя практика – это твоя жизнь-и-смерть. И освобождение заключается в принятии этой жизни-и-смерти какими они есть. Блуждать в этой жизни-и-смерти, в этом мире иллюзий – твоя практика. Всё, что касается этого – часть практики: еда, как и счёт денег.
Всё является истиной. Во всей вселенной нет ничего, что не было бы истиной. Всё проповедует эту истину: цветы, люди, луна, вода. Только потому, что ты смотришь на мир, не подогнав свою длину волн, всё кажется тебе одной единственной долиной страдания.
В Буддадхарме речь идёт не о том, чтобы узнать что-то вне себя: Речь идёт о том, чтобы узнать самого себя. Если ты однажды как следует в спокойствии подумаешь о себе, то увидишь, что там нет никакой сути, которую можно было бы схватить. В этой жизни есть моменты, когда твой ум одно целое с Буддой, есть и другие моменты, когда он одно целое с голодными духами, или третьи, когда он жалуется на своё страдание. Поэтому важно чётко настроить свою длину волн на Будд – ты должен полировать ум, который одно целое с Буддами, до тех пор, пока он не заблестит.
Люди верят, что среди них есть некоторые, которые "плохие" – большая ошибка. Кто плох, не решённое дело: одно движение руки может сделать тебя вором, а может ангелом. Это происходит очень быстро.
Едешь ты вверх или вниз зависит от того, как ты обращаешься с рычагом: Ты можешь поставить его на Будд и патриархов, но можешь и на ад. Если ты кого-нибудь убиваешь или же даёшь погонять себя твоим инстинктам, то твой рычаг поставлен на голодных духов.
Твоя вечная природа Будды пошла где-то неправильным путём – и вдруг ты замечаешь, что тебе чего-то не хватает: Ты попал на путь голодных духов.
Ты хочешь заработать деньги, ты хочешь полакомиться, ты хочешь сделать карьеру: это означает, что ты сошёл с пути. В Дзэн речь идёт о том, чтобы вернуться к своему настоящему пути – вспомни о своей собственной природе! С этой точки зрения ты увидишь, что родился не из собственных сил, дышишь не из собственных сил, и ты также не тот, кто заставляет биться твоё сердце. "Я делаю то, что доставляет мне удовольствие" – не неси чушь, старые мудрецы учат нас, что вселенная не отделена от нас самих.
Твоя повседневная практика должна состоять в том, чтобы подгонять своё отношение к жизни к отношению Будд. Если твоя подгонка действительно правильна, то ты сам будешь Буддой.
Если ты принимаешь учение Будды и даёшь тянуть себя Буддам и патриархам всем телом, то сам будешь Будда-патриархом, какой ты есть.
Ты усердно посвящаешь себя учению потому, что у тебя перед глазами есть ясная цель. Кроме того, тебя мотивирует, если другие видят твой успех. Но как только ты достигаешь цели, то тоска сразу наваливается на тебя: Чего-то всё-таки ещё не хватает. Ты встретишь своё истинное "Я" только тогда, когда вырвешься из этого вонючего мешка мяса и станешь одним целым с вселенной. Для этого тебе нужно сначала твёрдо сесть на свою задницу. Когда ты увидишь, что являешься одним целым с вселенной, и будешь жить свою повседневную жизнь из этого конкретного опыта – тогда ты почувствуешь радость, тогда ты почувствуешь твоё счастье.
Вы все даёте вести себя за нос этим мешкам мяса. На самом деле эти мешки не разделены, а свободно пронизывают всю вселенную. То, о чём у нас должна идти речь, это вопрос, как мы можем осуществить эту космическую жизнь в наших буднях.
Иметь ум веры означает иметь тот же возраст и то же имя, что и Будда, есть ту же еду, пердеть те же самые пердежи, жить ту же жизнь. Дзадзэн и глубокий поклон в гасё – это то, что непрерывно связывает нас с Буддой.
Это человеческое тело чересчур жалко использовать только как человеческое тело. Какое расточительство, если ты умрёшь в 50, 80 или 100 лет! Для нас на пути Будды должна идти речь о том, чтобы жить вечную жизнь Будды.
Твоё тело и твои силы имеют границы. На пути Будды речь идёт о том, чтобы выйти за свои границы и отдать себя безграничному.
Практиковать путь Будды означает использовать это тело не только в его ограниченности, жить эту жизнь не только в её ограниченности: Для нас речь идёт о вечности, не о здоровой жизни до 80 лет.
ОТКРЫТЬ ГЛАЗА