ДЗЭН «САМОЕ БОЛЬШОЕ ВРАНЬЁ ВСЕХ ВРЕМЁН И НАРОДОВ» Кодо Саваки Роси. Часть 2

4. ЧЕМ БОЛЬШЕ ТЫ ДАЁШЬ ОТ САМОГО СЕБЯ, ТЕМ БОЛЬШЕ МИРА СМОЖЕШЬ НАЙТИ
Спокойствие ума означает каждый день иметь достаточно. Иметь достаточно означает не принимать во внимание "до" и "после" и быть одним целым в это мгновение. Я не говорю о прошлом и будущем. Я говорю о том, чтобы внимательно смотреть в глаза настоящему. Нет ничего более ценного, чем настоящий ум. Потому что в нём вечная жизнь. "То, что ты получил вчера, отдай сегодня" – я этого не люблю. Если я получаю чего-нибудь, то сую за пазуху и говорю "Спасибо!".
Если же эта вещь кому-нибудь нужна, то я ему просто дам её. Вот и всё.
Практиковать путь Будды означает быть довольным сегодняшним днём. Твои ноги должны твёрдо стоять на земле, чтобы ты не потерял из виду это мгновение, то место, на котором стоишь, и самое главное – самого себя. Практика состоит тогда не в том, чтобы как можно быстрее сделать уборку. Если ты не потеряешь из виду свою повседневную жизнь, то даже это практика. Практика означает идти вперёд твёрдым шагом тем, что ты освещаешь фонариком темноту у тебя перед ногами. Тебе не удастся получить представление обо всей темноте. Но если ты для каждого шага практики получишь шаг ясности, то таким образом осуществишь вечный путь Будды. Просто делай то, что ты делаешь, не думая о прибыли и убытке. Отдай всю свою силу, которая у тебя есть, этому одному мгновению.
Я люблю, когда человек напрягает все свои силы. Если я вижу, что кто-то экономит свою энергию, то очень хочу дать ему оплеуху. Это так и для водителя автобуса: мне больше подходит напряжённая концентрация движения Токио, чем расслабленная езда в глубинке. Что бы ты ни делал, лучше всего дай этому всё, что у тебя есть. Поплюй на руки и делай всё, что взбредёт тебе в голову!
Во время войны я однажды собрал всю свою энергию в тандэн (нижняя часть живота) и решительно встал. Тут мне, наконец, удалось твёрдо смотреть вперёд. Когда я стоял так один, то чувствовал всю тяжесть Японии на моих плечах. В то время как я закрывал от страха глаза, я ничего не видел. Только моё отчаянное решение встать позволило мне открыть глаза.
Рисковать жизнью – не великое дело. Рядовой Саваки держал огонь противника, пока он не повёл свой собственный батальон в атаку на вражеские ряды. Но это не имеет никакого отношения к выходу за границы жизни и смерти. Это было просто легкомыслие такого главаря банды как Мори-но-Исимацу (жил в районе Токугава-периода (до 1868), был известен за своё чувство справедливости, похож на Робин Гуда). Мне было всё равно, будет ли это стоить мне жизни – я не много думал о смерти.
Не живи жизнь в пол силы, как тот, кто постоянно нюхает свой пердёж... Когда вы сидите так напротив меня, у меня нет выбора: Я должен отдать всё что есть, когда рассказываю тэйсё (лекция Дхармы). И что не знаю, то должен выдумать – для меня это дело настолько серьёзно, что моя спина выпрямляется сама собой.
У тебя нет никакого выбора. Просто делай, что ты должен делать. Оставь, что ты должен оставить. Чем больше ты отдашь от себя, тем спокойнее станешь. В этом лежит секрет. Так же как ты не можешь взять отпуск от дыхания в течение года, даже в течение всей жизни, так и не должна существовать пауза в практике. В туалете – это практика. В метро – практика. Чтение – практика. Форма меняется, но в практике не должен существовать перерыв. В Дзэн твоя жизнь – это религия, причём всегда в это мгновение. Смотреть этому мгновению прямо в глаза – ни на что не надеясь, не делая что-либо от этого зависимым, ничего не добавляя и не отнимая – просто смаковать одно это мгновение. Твой взгляд на эту жизнь должен быть таким ясным, что ты сможешь быть довольным, даже если у тебя в этот момент закончится воздух.
Если твоя цель лежит в будущем, то всё уже слишком поздно. Ты должен найти это в себе в этом мгновении. Сатори означает не отдых на основании надежды, что "сегодня я ещё не готов, но когда-нибудь мне это как-нибудь удастся", а оно означает жить свою жизнь так, что ты на любом месте в любое время отдаёшь от себя всё и тем самым становишься одним целым с самим собой.
Но если ты сейчас говоришь, что ты уже "на любом месте в любое время отдаёшь от себя всё и становишься одним целым с самим собой" – разве ты уже не колеблешься сделать следующий шаг? Верить, что у тебя есть "сатори" – это тоже только иллюзия. Только если тебе абсолютно ясно, что в твоей практике всегда будет чего-то не хватать, то тогда каждый шаг на её пути будет наполнен телом и душой – а это и есть значение фразы "отдавать от себя всё на любом месте в любое время и тем самым становиться одним целым с самим собой".
5. МУДРОСТЬ КАК ГУСЕНИЦА
Один врач сказал мне: "Я доктор медицины, в школе всегда был первым. Когда я открыл своё дело, то был уверен, что стану самым лучшим врачом во всей Японии, но ни один из пациентов, которые пришли ко мне, не были такими, как написано в учебнике. Если я не открою свою медицину заново, то у меня нет ничего, чем бы я мог помочь пациентам". Такова жизнь. Если монах Дзэн полагается на то, что его вчерашнее сатори действительно и сегодня, то он создаёт себе большие иллюзии.
Каждое мгновение – первое в твоей жизни, каждое мгновение – последнее в твоей жизни. Истина меняется каждый момент и в тоже время она – вечная жизнь.
В это мгновение ты летишь сквозь всю вселенную, но это не означает, что ты уже всё пролетел. Там есть ещё достаточно места, чтобы лететь дальше, достаточно места, чтобы лететь дальше всю жизнь.
У тебя однажды было сатори и после этого всё было в порядке? Нет, к сожалению, это не так просто. Сатори действительно только в это одно мгновение. В следующее мгновение оно уже прошло и мертво. Чем больше ты тянешься за буддизмом, тем дальше он уходит от тебя, чем больше ты раздумываешь о нём, тем тяжелее тебе его понять. "Выйти за рамки Будды" означает дойти до дна бездонной глубины – там нет конца, до которого можно было бы добраться.
Если ты думаешь, что забрался на самый верх и достиг сатори, то теперь дорога ведёт только вниз. Практика Дзэн означает всю свою жизнь лезть дальше наверх. Если ты хочешь практиковать Дзэн, то должен быть достаточно спокоен, чтобы мочь сказать себе, что твоя практика будет продолжаться всю твою жизнь.
Часто мудрость сравнивают с гусеницей. Она не останавливается у пустоты как пустоты. И она не пребывает в бытие как бытие. Она двигается как гусеница, во все направления. На пути Будды нет "правильных ответов".
То, что можно залить в форму – мертво. Как запись на кассете. Не для людей из плоти и крови, для которых речь идёт об их жизни.
Вы хотите записать мои речи на кассету, чтобы потом слушать её в "клубе поклонников Саваки роси"? Всё, что я говорю, действительно только в это мгновение! Слушать лекции Дхармы – это как принимать еду: через определённое количество времени ты снова голоден.
Когда ты слушаешь учение, то должен усвоить его умом, ясным и безграничным как небо. Если твой ум так сильно расширяется, то ты станешь одним целым со всей вселенной, ты взойдёшь в бесконечном самадхи – и это называется "слушать учение". Если бы меня никто не слушал, то мне бы и не нужно было думать, о чём я должен говорить. Я бы просто мечтал о чём-нибудь и иногда позёвывал. Поэтому для меня важно, чтобы меня попросили проповедовать Дхарму и слушали при этом. Я благодарен за это. И если я думаю о том, что должен говорить завтра, то и учение начинает принимать во мне ясные черты. Это мгновение не должно быть продолжением прошлого. Ты должен сделать чёткий срез и заново начать в этом году жить этот год. В этом месяце ты должен заново начать жить этот месяц, и сегодня ты должен совершенно заново начать жить этот один день. Каждый день ты встречаешь сегодня в первый раз – вечно существует только это одно мгновение, вечно здесь и сейчас. Это безграничное мгновение означает твою теперешнюю жизнь, которая всегда является абсолютно новым фактом. Даже прошлое, глядя на него из настоящего мгновения, есть совершенно новое прошлое.
Ты сегодня в первый раз в жизни практикуешь дзадзэн. Поэтому встречай каждый день с тем же свежим умом, какой у тебя есть на новый год. В дзадзэн каждый день – новый год. С новым годом! Вопрос и содержание твоей практики в это одно мгновение должны быть ответом на вопрос: "Каким образом встречать заново каждое отдельное мгновение?". Некоторые спрашивают, когда их посвящают в монахи: "Смогу ли я выдержать монашескую жизнь всю свою жизнь?".
Не нужно излишне беспокоиться! Просто будь монахом только один сегодняшний день. Будь каждый день монахом на один день – так ты и живёшь свою жизнь как монах, день за днём.
Каждый день – первый в жизни. Живи этот день так, как будто бы ты сегодня заново родился. У тебя есть твоё собственное задание. Сегодняшний день представляет собой своё собственное задание. Если ты откроешь глаза на это мгновение – здесь и сейчас и всегда в движении – то увидишь, что в нём всего достаточно. Сегодняшний день полностью сегодняшний день. Совершенен и закончен сам по себе.
Даже в этом возрасте я ещё новичок в дзадзэн. Если же мы начнём считать нас продвинутыми, то врём самим себе. "Дзадзэн для продвинутых"? Не неси такую чушь: дзадзэн должен быть всегда совершенно новым. Поэтому лучше всего всегда практиковать с умом новичка. Не думай, что твоя практика созрела, если ты становишься "продвинутым". Пожалуйста, всегда оставайся новичком в дзадзэн. Никогда не забывай то чувство, которое было у тебя, когда ты в первый раз вошёл в зал для дзадзэн. Это чувство почтения приносит нас к дзадзэн очень близко. Не забывай свой первый дзадзэн, не становись "дзадзэн-профессионалом". Твоя практика не разовьётся только из-за того, что ты станешь старше. Практикуй дзадзэн сейчас, пока ты ещё достаточно молод для этого. Что бы ты ни делал, делай это со свежим мужеством и всей силой.
Ты никогда не видишь Будду окончательно. Ты должен всегда заново открывать нового Будду. Тут нет места, чтобы сделать паузу. Ты должен всегда слышать совершенно новое учение. Будда заполняет всю безграничную вселенную – вопрос в том, сколько от него попадёт в наше поле зрения. Мы нигде не должны терять Будду из вида – даже если мы читаем Маркса и Энгельса, то должны одновременно видеть Будду. Будда означает жизнь, которую мы живём в соответствии с большой природой. Будда означает тот факт, что вселенная живёт сама по себе. Каждую минуту и каждую секунду твоё человеческое тело живёт эту универсальную жизнь – ни одна частица от неё не принадлежит тебе лично: это называется истинный лик. Быть Буддой означает полностью жить жизнь твоего истинного лика, а не твою личную, индивидуальную жизнь. Поэтому для Будды нет остановки.
Верить в сеть причины и следствия означает верить в бесконечное. Это означает верить в постоянную перемену бесконечного. Внутри этой бесконечной перемены наша жизнь – всего лишь один единственный фрагмент картины. Существует большое противоречие между законом причины и следствия и независимым возникновением и исчезновением в каждом отдельном мгновении: Возникновение и исчезновение в каждом отдельном мгновении означает, что этот момент совершенно отличается от прошлого, а следующий будет отличаться от этого. С другой стороны, мы узнаём закон причины и следствия по тому, что наша сегодняшняя моча содержит вчерашнюю еду. Как бы ты этого не скрывал: то, что ты вчера набил себе живот говядиной с луком, сегодня выдаст запах твоей мочи. Если посмотреть так, то сегодняшний день – это продолжение вчерашнего, а завтрашний – последствие сегодняшнего. И всё равно возникает и исчезает каждое мгновение заново. Даже если ты попытаешься решить это противоречие интеллектуально, ты не сможешь анализировать бесконечное в твоей голове. То, что может беспрекословно принять это противоречие, называется "недуманье" или в Сёдока (Песня о пути доказательства) "одним прыжком попасть прямо в местоположение Татхагаты". Старое сливовое дерево цветёт и в этом году. То, что вечно старо, также и всегда ново. Там, где встречается новое со старым, ты наткнёшься на скрытый смысл Буддадхармы.
6. ВСТРЕЧАТЬ ИСТИННОЕ "Я"
Учиться означает искать путь – и в итоге это означает искать самого себя. Существует ли путь независимо от твоей жизни? Двигаться на пути означает ни что иное, как выяснять вопрос, о чём вообще действительно идёт речь в этой самой жизни.
Когда религия становится организацией, то её конец близок. Религия должна быть твоей собственной жизнью.
Чему вообще учил Будда? Что каждый из нас должен познать самого себя, должен взглянуть на самого себя, должен сам выяснить, что он действительно должен делать здесь и сейчас – в это мгновение.
Когда я читаю эту лекцию, то делаю это не для вас – я читаю её для самого себя. Для меня нет никакой разницы, слушает меня кто-то или нет. Мне важно выкачать наверх воду во мне самом. Когда я говорю, то я убеждаю самого себя, чтобы выявить на свет моё настоящее "Я". От вас я ничего не ожидаю, и у меня нет ничего, что бы я мог вам дать.
(После цитаты Хонэна).
Когда ты двигаешься на пути Будды, не делай этого, чтобы произвести впечатление на других. Не делай из этого бизнеса. Практикуй как вор: даже твоя жена и дети ничего не должны знать об этом.
Дзадзэн не расстилается перед людьми. Не пытайся произвести впечатления "простым сидением". Лучше практикуй втихоря, как будто бы это было запрещено.
Ты пробудил бодхи-дух? Ты услышал Буддадхарму? Ты всё выбросил? Ну, будь теперь внимателен, чтобы не начать делать бизнес из этого "выброшенного".
Если ты не начинаешь свою практику каждый день заново, то начнёшь идти назад. Если ты не полируешь себя каждый день заново, то начнёшь ржаветь. Поэтому важно не потерять самого себя из виду – находи свой путь заново каждый день, во время еды или во время других дел повседневной жизни. Непостоянство означает только это мгновение: в этом неповторимом мгновении речь идёт о "всё или ничего". У тебя есть только этот глоток воздуха – потом всему придёт конец. Во время выдоха для тебя должен быть важен только один этот выдох, во время вдоха этот вдох должен быть последним в твоей жизни. Обычно мы ошибаемся, когда думаем, что там должно быть что-то ещё: мы думаем, что должны играть роль "отца" для наших детей и "деда" для внуков. Но при этом всё существует только для себя самого, в это мгновение – внук как внук, дед как дед, сын как сын. Так же как выдох – это совершенный выдох и вдох – это только этот один вдох. Расцепитесь! Только если что-то существует полностью для себя самого, отделённое и прозрачное, то это одновременно и одно целое со всей вселенной.
Мы всегда недовольны: мы недовольны даже самим собой и поэтому постоянно пытаемся стать другими. Но это и есть тот пункт, где начинается иллюзия. Ты не другой чем тот, кто в это мгновение недовольный собой живёт свою жизнь. Никто бы не смог быть на твоём месте. И всё что ты в этот момент думаешь, хочешь и делаешь – это ты сам, незаменим такой, какой есть – это означает, что нет никакого "истинного Я" кроме этого "недовольного Я" здесь и сейчас.
История о потерянном сыне, рассказанная в Лотос-сутре, не сказка из старых времён. Там идёт речь о тебе самом. Разве не ты сам тот, кто шатается по улицам с разбитой миской для подаяния, хотя ему принадлежит богатство всего мира?
прервался
О чём в итоге идёт речь в этой жизни? О том, чтобы разобраться со своим истинным "Я". О том, чтобы увидеть, что есть твоё настоящее задание. Сатори просто означает по настоящему быть самим собой. Познать самого себя и твёрдо стоять на земле обеими ногами. И осуществить путь означает в таком случае уверенно двигаться вперёд, не теряя самого себя из виду. Твой ум белый или красный, круглый, квадратный или бесформенный как амёба? Ты этого не знаешь. Это не тяжело, просто оставить этот ум, о котором ты на самом деле совершенно ничего не знаешь, таким бесформенным, какой он есть. Религия означает разобраться с этим умом и сделать его своей собственностью. Это означает прояснить ситуацию со своей жизнью. Природа Будды означает ни что иное как тебя самого. Но ты всё равно плохо думаешь о себе, ты недоволен и клевещешь на себя самого. Важно, чтобы ты чётко разобрался с собой и наконец-то успокоился на этом месте. Как для дочки – полностью быть дочкой, как для жены – женой: так ты осуществишь свою природу Будды и найдёшь покой в твоей жизни. В сумасшествии толпы ты прекращаешь понимать, что белое, а что чёрное. И даже если то, что ты делаешь, очень плохое – если ты делаешь это в группе, то тебе оно больше не кажется таким плохим. Ты теряешь самого себя из виду. Расцепитесь! Я есть я!
Прекрати делать что-то отдельное лично для себя, и ты будешь жить в раю – "вне общества нет заслуг" (Эйхэй-Синги). Глаза работают полностью как глаза, нос как нос, уши как уши. Каждый должен естественным способом выполнять своё задание в обществе.
Истинное спокойствие ума ты найдёшь только если сначала как следует побеспокоишься, подерёшься за свою жизнь и сделаешь всё, чтобы не потерять себя из виду. Только если ты, таким образом, при каждом шаге напрягаешь свой ум, чтобы не потерять землю под ногами, то найдёшь спокойствие в своём уме.
"Спокойствие ума", состоящее только из "спокойствия ума" – искусственный фабрикат. Из-за того, что ты постоянно бегаешь за этим видом "спокойствия ума", твой ум и становится неспокойным. Синран был против такого вида нэнбуцу (практика рецитации имени Амитаба Будды), при котором речь идёт о самоудовлетворении ума из собственных сил. И практика Дзэн не должна быть самоудовлетворением. Истинное спокойствие ума ты находишь, когда практикуешь в середине своих волнений и неспокойствия ума – в большом покое ума соединяется умственное спокойствие с умственным беспокойством.
Никто не может вернуться к тому, что было. Ни одна вещь не появляется одинаковым образом два раза. Всё существует только раз – в этом мгновении – и поэтому для нас нет другого пути, кроме как идти прямо. Истинный путь бесконечно ведёт вперёд.
7. ДЗАДЗЭН ОЗНАЧАЕТ СТАРОГО ПАТРИАРХА, КОТОРЫЙ ОДНОВРЕМЕННО ТВОЁ НОВОЕ "Я"
Детей воспитывают тем, что их либо хвалят, либо ругают, но этого недостаточно. Так их воспитывают, возводя к людям, которых все хвалят, но которые не имеют в распоряжении самих себя – они как пустые ореховые скорлупки. В практике Дзэн речь идёт именно об этом пункте. Даже если Бог умрёт и Будда ничего не захочет о тебе знать, ты должен располагать самим собой – ты должен быть одним целым с самим собой.
Мы живём нашу жизнь только временно, как будто кто-то завёл моторчик. Мы двигаемся как игрушечный робот, пока не закончится завод. Дзадзэн означает не дать заводить себе механизм снаружи, а самому жить свою собственную жизнь.
Если ты говоришь, что у тебя нет времени, это означает, что ты даёшь поработить себя чему-то внешнему. Ты сгоришь как бенгальский огонь. Лучше будь спокойным, будь полностью самим собой. Важно, что ты живёшь свою жизнь, стабильно обосновавшись в самом себе.
Спокойствие означает стабильно обосноваться. Стабильно обосноваться в чём? В самом себе. Ты должен обосноваться в своей повседневной жизни. Не дай внешнему виду вскружить себе голову. И не дай поработить себя своим инстинктам, не надо постоянно бегать за своими иллюзиями. Оставайся неподвижным даже тогда, когда думаешь, что увидел Будду или Дхарму. Не дай вообще ничему сбить тебя с дороги.
Мне не нужно сатори. Это не означает, что я робко говорю "У меня нет даже сатори..." – я самоуверенно заявляю: "Даже сатори нет у меня!".
Речь идёт не о сатори и не о положении и имени, а о том, чтобы просто делать то, что ты делаешь. Просто делай то, что ты делаешь, что бы это ни было. Это так не только для дзадзэн: всё, что ты делаешь, ты должен делать просто. Прекрати стрелять – будь просто самим собой! Просто быть, просто быть самим собой – это самадхи.
Птица просто поёт свою песню. Весна приносит весну, соловей осуществляет соловья. Всё просто такое, какое оно есть, не из-за тебя и не из-за меня.
Речь идёт не о том, почему ты делаешь что-то. Живи свою жизнь так, как будто бы ты полировал кирпич: Там нечего выиграть. Твоя жизнь должна быть практикой без конца.
Вести религиозную жизнь означает сохранять прямую осанку – даже тогда, когда никто не смотрит. Ты должен стать прозрачным для самого себя, должен посмотреть на себя насквозь. Практиковать истину даже тогда, когда этого никто не видит – это пункт, о котором идёт речь.
В 16 я убежал из дома. Никогда не забуду это 10 июня – когда я вспоминаю своё тогдашнее настроение, то кажется, что парень Сайкити кричит мне: "Эй, Кодо, не почивай на своих лаврах, кто ты думаешь, ты такой!?".
Этому голосу я обязан тем, что и сегодня всё ещё иду неуверенными шагами дальше по пути Будды.
Хорюдзи – это самый лучший храм Японии. Но и там ты не найдёшь буддизма. Ты найдёшь буддизм только в самом себе. Но для того, чтобы встретить Будду в себе самом, ты должен идти ва-банк. Ты идёшь ва-банк и наконец-то хватаешь его – и всё равно ты только голодный дух. И снова ва-банк – и слышишь голос Будды издалека. Снова ва-банк – и всё ещё не достаёшь его. Будда очень далеко от тебя – что же тебе остаётся, кроме как "просто забыть себя и шаг за шагом продолжать практику" (Гакудоёдзинсю)?
Я постоянно ругаю самого себя. Ругать самого себя означает твёрдо посмотреть самому себе в глаза. Это означает повернуть свет и осветить самого себя. Единственное, о чём здесь идёт речь – это ты сам.
Повернуть свет и осветить себя означает быть абсолютно незащищённым от самого себя. Это означает спокойно сесть и смотреть на себя, как будто бы ты был в кино. Когда ты таким способом смотришь на самого себя, то поймёшь всех страдающих существ: Ты поймёшь, что ты и сам один из этих существ, запутавшихся в своём невежестве.
Когда ты встретишь самого себя, то увидишь себя таким, какой ты есть на самом деле. Встречать самого себя: это дело только между тобой и тобой. Между тобой, учеником, и тобой, мастером, и никем иным.
Передавать Дхарму означает передавать самого себя самому себе. Это означает стать полностью одним целым с самим собой.
Ты говоришь о жизни Будды и о героических поступках монахов Дзэн из старых времён. Ты говоришь о том, что ты прочитал в сутрах. Но кого это волнует? Проблема, о которой должна идти речь – это ты сам. Это ТВОЯ проблема, и эта проблема должна быть центром твоей практики.
Ты думаешь, что Догэн Дзэндзи был великим мастером Дзэн? Но что с тобой самим? Иллюзия означает останавливаться на болтовне о других – это как бурчать себе под нос во сне. "Не придерживаться пустых теорий" (Хатидайнинкаку) означает прекратить буквоедство и болтовню и быть одним целым с этим мгновением – здесь и сейчас.
Есть люди, которые постоянно просят у меня подтверждения: "Уже хватит? Я наконец-то там? У меня уже есть сатори?". Пока тебе нужно подтверждение других, твоя практика не истинна. Если ты действительно твёрдо стоишь обеими ногами на пути, то зачем спрашивать других, в какую сторону тебе идти.
Каждый из нас – это свет: Никто из нас ничем не отличается от Будды, мы просто немножко сбились с пути. Поэтому мы должны чётко, всем телом, какое оно есть сейчас, слушать голос, которым обращается к нам светящаяся мудрость. Мы должны осуществлять Буддадхарму нашим телом – что могло бы быть более прекрасным, чем это?
Этот комок клеток, который мы называем заурядным человеком, осуществляет Будду. В этом лежит значение дзадзэн: Дзадзэн – это старый патриарх, который в то же время твоё абсолютно новое "Я".
Будда означает тебя самого. Если ТЫ не живёшь как Будда, то кто тогда?
8. Я РОЖДАЮСЬ СО СВОЕЙ ВСЕЛЕННОЙ, И Я УМИРАЮ СО СВОЕЙ ВСЕЛЕННОЙ
Когда говорят о "Саваки", то я знаю, что речь идёт обо мне, даже если не добавляют "Кодо". Когда Саваки заполняет всю вселенную, то больше нет "Саваки" кроме вселенной и нет "вселенной" кроме этого Саваки.
Мы думаем, что живём полностью за счёт своих сил, но на самом деле это большая природа, которая даёт нам жизнь. Твоя жизнь не принадлежит тебе одному – она универсальная. Это универсальная жизнь – твоё "Я", истинное тело человека, которое заполняет всю вселенную. Дзадзэн означает жить универсальную жизнь, это означает жить твоё "Я". Это в свою очередь означает самому осуществлять и свидетельствовать вселенную. Когда я один практикую дзадзэн, то со мной практикует вся вселенная – заключённая в дзадзэн.
Жить самому свою собственную жизнь означает заполнять всю вселенную. Ты один заполняешь всю вселенную. В этом лежит глубокое значение дзадзэн.
Кто осуществляет универсальную истину? Кто, если не ты сам? Религия должна состоять из твоей собственной жизни.
Кто бы мог быть более убогим, чем тот, кто постоянно жалуется на собственную убогость? Между тобой и Шакьямуни Буддой нет ни малейшей дистанции!
Когда ты ясно увидишь, что твоя жизнь непрерывно соединена со всей вселенной, а между тобой и Шакьямуни Буддой не влезает даже волосинки, то для тебя не будет иметь ни малейшего значения, играешь ты на сцене передние или же задние ноги в костюме верблюда: ты будешь раскрывать всю свою жизненную силу во всех своих действиях.
Вот что интересно в этом мире, так это тот факт, что он принимает абсолютно разную форму в зависимости от твоего отношения к нему. Путь Будды – это твоя собственная, личная правда. Но это не означает, что этот путь кончается твоим собственным, личным освобождением – это называется Хинаяной. В Махаяне ты непрерывно соединён не только с Буддой, но и со страдающими существами, горящими в аду.
Дзадзэн – это твоя собственная, личная правда, которой ты освобождаешь и прошлое и будущее. Это объективный факт, который ты найдёшь глубоко в себе: если тебе плохо, то и солнцу и луне плохо. Если тебе хорошо, то и редиски у тебя на тарелке улыбаются тебе. Если ты взбешён, то даже ковёр бесится с тобой. В этом лежит корень твоего мира.
То, что ты видишь, не лежит вне твоего "Я". Поэтому можно сказать, что все феномены просто твоя собственная тень.
То, что увидел кто-то другой, это не твой опыт. Ты должен найти свою собственную правду. Сатори лежит не где-нибудь снаружи: речь идёт о тебе самом. Речь идёт о том, чтобы на 180 градусов повернуть твой образ жизни – твой взгляд на вещи, то, как ты видишь и нюхаешь, лижешь и пробуешь. Ты должен повернуться к жизни – в книгах ты никогда не найдёшь ответ.
Рамки нашего эго настолько ограничены, что мы видим мир очень искажённым. Мы смотрим на вещи как бы сквозь цветные очки. И то, что видим, существует вовсе не так часто – это только доска перед нашими глазами, на которую мы уставились!
Мы должны снять эти цветные очки, чтобы видеть вещи такими, какие они есть – без грима и прозрачными. Тогда мы узнаем, что горы и реки, деревья и травы не существуют отдельно от нас.
Этот мир – твой мир, мой мир. Это как будто бы миллиарды огоньков, по одному на каждого человека, освещали бы друг друга. И когда я умру, то со мной умрёт моя гора Фудзи, моя земля, и эта чашка чая тоже умрёт вместе со мной.
Я являюсь своим собственным миром. Когда я умру, то мир умрёт вместе со мной. Потому что когда я родился, этот мир родился вместе со мной. Ты говоришь: "Даже если ты умрёшь, этот мир всё ещё будет существовать!". Нет, моя часть мира умрёт со мной. Потому что каждый из нас совершенен, там всего достаточно. Идти путь Будды означает полностью осознать этот факт.
Ты рождаешься со своей вселенной. И когда ты умрёшь, то вселенная умрёт вместе с тобой.
МЕТАМОРФОЗЫ
9. ГОСПОДИН САВАКИ ЛЮБИТ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ВЗБРЕДЁТ ЕМУ В ГОЛОВУ, НО Я НЕ ВСЕГДА СПРАШИВАЮ ЭТОГО ГОСПОДИНА САВАКИ О ЕГО МНЕНИИ
Люди говорят, что господин Саваки не имеет мирских желаний: Ничего подобного! Я еле-еле умудряюсь сдерживать себя. Если бы я бегал за своими мирскими желаниями, то опозорил бы Буддадхарму, поэтому я этого и не делаю – вот и всё. Но именно потому, что у меня есть столько желаний, я понимаю и желания других людей. Если бы я их не понимал, то был бы идиотом. Но я не хочу жить как идиот. Когда я смотрю на изгибы моих желаний, то вижу там острые края и углы и приношу эти края и углы вместе со мной на путь Будды. Чем больше ты их принесёшь на путь Будды, тем лучше. Но если края и углы твоих желаний затупятся, то сотрутся и твои хорошие стороны, и у тебя пропадёт воодушевление. Силу сдерживать себя мы получаем из количества наших желаний. Важна та точка, где эта жизнь, полная желаний, пересекается с путём Будды.
Саваки, как человека, тянет вперёд путь Будды. Поэтому заурядный человек Саваки не всегда может делать то, что взбредёт ему в голову. Это означает верить в путь. Когда я вижу себя насквозь, то господин Саваки не может вести меня за нос.
На самом деле никто не любит Дхарму Будд и патриархов. Уж лучше Дхарма вина, песен и баб. И я бы хотел распуститься и делать то, что взбредёт мне в голову, но дзадзэн не оставляет мне выбора: Он тянет меня вперёд. Всё следит за тем, чтобы я не сбился с пути – вот и всё.
Даже если ты попытаешься не шевелиться, то всё равно никогда не найдёшь настоящего покоя – это твой удел как человека. Эту твою человеческую слабость никак нельзя изменить. На пути Будды речь идёт о том, чтобы приручить этого строптивого зверя "человек". Речь идёт не об уничтожении. Если ты знаешь дикую лошадь так хорошо, что можешь выпускать её куда угодно, то она ценна как лошадь. Но если она полумертва, то уже никому не нужна. Также и с человеком: Речь идёт не о том, чтобы отучить его быть человеком. Речь идёт о приручении. Правильно прирученный человек – Будда.
Каждая клетка этого тела – сырьё для желаний. Вопрос в том: Для чего ты используешь эти клетки? Это тело означает балласт, который ты несёшь всю жизнь, но это не означает, что мы можем обойтись без него. Без этого тела мы бы не могли практиковать и дзадзэн. Искусство состоит в том, чтобы правильно тянуть этот балласт за верёвочку и направлять его за счёт этого в самое лучшее направление. Таким образом мы можем превратить желания в мудрость, а это тело во что-то ценное. Мы никогда не избавимся от желаний, но в зависимости от того, как мы обращаемся с ними, они прекратят быть для нас балластом.
Владеть мистическими силами означает уметь обращаться с самим собой.
Я и Будда играем в перетягивание каната: Кто из нас сильнее? Удастся мне перетянуть Будду на мою сторону и съесть его на десерт? Так, по крайней мере, хочет заурядный человек Саваки. Он постоянно хочет поважничать и выиграть в драке локтями.
Ты ищешь истину? Но кто ты такой на самом деле? Разве не просто заурядный человек? Что такого важного в твоём важном поиске? Разве ты не просто пытаешься сделать вид, как будто бы твоё заурядство было чем-то особенным?
Буддадхарма не означает сделать большое усилие. Там, где мы, заурядные люди, прекращаем напрасно стараться, начинается Буддадхарма.
Мы не понимаем дзадзэн потому, что смотрим на него глазами заурядного человека.
О чём идёт речь в Буддадхарме на самом деле? Не о том, чтобы улучшить нас, заурядных людей. Скорее о том, чтобы ухудшить нас как заурядных людей до такой степени, что нам будет стыдно показаться в обществе.
Что мы на самом деле знаем о жизни? Вообще ничего! Какая цель нашей жизни? Вообще никакая! Мы вообще ничего не знаем и всё равно у нас каждый день есть еда на столе. "Я живу свою жизнь божьей милостью" (Нисида Тэнко) – если это так, то может нам не стоит делать такой театр вокруг нас самих.
Если ты прекратишь делать такой театр вокруг себя самого, то увидишь, что всё очень просто. То, что ты держишь за "себя самого", это не ты на самом деле. Не дай вести себя за нос!
Путь Будды не ведёт в рай. Речь идёт просто о том, чтобы не заблудиться в иллюзии, и не свести с ума самого себя. Практиковать путь означает просто понизить кровяное давление на голову.
Речь идёт о том, чтобы как следует помассировать застоявшиеся понятия и упрямые представления в нашей голове. Только если мы не цепляемся ни за одну вещь, то у нас "мягкий и послушный ум".
Если я начинаю сердиться, то делаю гасё. Гасё понижает кровяное давление и спазм исчезает.
Когда ты сидишь в полном лотосе, то тебе становится тепло вокруг бёдер, в то время как понижается кровяное давления на голову. В дзадзэн речь идёт о том, чтобы понизить это кровяное давление.
Окутанные кэсой, мы не можем потеряться в наших желаниях, даже если бы мы это попробовали. Кэса защищает нас от желаний, она даёт нам перейти море жизни и смерти, и мы обязаны кэсе также тем, что у нас достаточно еды, чтобы практиковать дзадзэн.
Если ты живёшь в монастыре Дзэн, то утром в три бьют в барабан как знак того, что пришло время вставать. Таким образом желание проспать исчезает само собой. Желание, которое растворяется в ничто. Один шаг в нирвану.
Человек, который попадает в ад, и Будда, который освобождает людей из ада – эта связь достигается в буддизме с помощью раскаяния. Если раскаяние истинно, то и бытиё Буддой тоже истинно. Здесь витают иллюзия с сатори, здесь открывается глубина веры.
На протяжении всей твоей жизни жить её, будучи ведомым Буддой, будучи ведомым Дхармой – это означает, что и сам твой ум – Будда.
10. НАСЛАЖДАТЬСЯ СЧАСТЬЕМ И СВОБОДОЙ ДУРАКА
Даже если тебя кто-то обольёт смолой с головы до ног: если ты смотришь на это с точки, которая отличается от обычной на 180 градусов, то это может только принести тебе пользу. Какими глазами ты смотришь на взбешённое лицо человека напротив? Какими ушами ты слышишь злые слова, которыми они обзывают тебя? Способен ли ты превратить яд в лекарство и черпать оттуда свою силу? Вопрос в том, как ты лично обращаешься с этой жизнью и ответом должна быть твоя религия.
Если кто-то распространяет о тебе злые слухи, то ты сразу бесишься и хочешь отплатить ему тем же. Это нормально, но этим ты только показываешь, насколько ты ещё не созрел. Лучше посмотреть на эти неправильные слухи как на предостережение неба: "Саваки взял взятку!" – Да, если я не буду внимательным, то это действительно могло бы произойти. "Саваки переспал с той и той бабой!" – когда я слышу это, то думаю, что это действительно могло бы быть возможным. Если я принимаю эти слухи как предупреждение неба для моей жизни, то они будут для меня ценными указателями.
Как бы зла ни была ко мне судьба, её удары только помогают мне на пути к освобождению. Те, кто стоят передо мной как враги, не дают мне быть невнимательным. Те, кто досаждают мне, как черти, не дают лентяйничать.
Ты думаешь, что жизнь – это драка вокруг того, чтобы съесть или быть съеденным. Но если ты увидишь, что непрерывно связан со всеми вещами вокруг тебя, то поймёшь, что даже твои враги в борьбе за выживание просто помогали тебе расти и зреть.
Ты не добьёшься особого успеха, если попытаешься выжать сладкий нектар из кислого персимона. Истинную сладость персимона ты узнаешь только тогда, когда подождёшь, пока он сам созреет и превратит кислоту в сахар – потому что нет сладости за исключением кислоты. И это так и для безграничной Буддадхармы.
Это хорошо, если у тебя случится несчастье: потому что тогда ты сразу же снова начинаешь ясно смотреть прямо вперёд. Нехорошо, если у тебя всегда всё хорошо: тогда ты начинаешь делать лицо, как кот, который сонно потягивается, лежа на солнце.
Я хочу, чтобы до конца моей жизни меня сопровождал андзя (монах, который круглосуточно заботится о личных делах мастера Дзэн). Потому что на глазах моего андзя я не смогу бросить оружие и валяться, ничего не делая. Это само по себе уже практика. И тем более, если на меня смотрит не только мой андзя, но и враги со всех сторон, которые только и ждут, что я дам маху: в таком случае я с утра до вечера так наполнен сконцентрированным напряжением, что все мои действия будут практикой. Следовательно, эта жизнь, в которой я никогда не могу спрятаться за кулисами, является для меня настоящим счастьем!
О какой большой тайне идёт речь в Буддадхарме? Об искусстве стать счастливым дураком! Это означает, что ты найдёшь освобождение в себе самом, в твоём взгляде на вещи. Я бы вообще не мог быть счастливее, чем я есть – с утра до вечера я благодарен за всё, что со мной происходит.
В Дзэн говорят: "Каждый день – хороший день!".
Теперь вопрос в том, что ты должен сделать, чтобы каждый день действительно стал хорошим днём? Что у тебя должно быть, чтобы ты мог наслаждаться каждым днём? Вообще ничего! Ты вообще ничего не должен иметь или делать, чтобы быть счастливым. Тебя просто постоянно водит за нос твоя идея, что ты должен сделать то-то или иметь это. Когда ты, наконец, увидишь, что эта идея только фантом, то каждый день будет действительно хорошим днём, каждый год хорошим годом.
Одна спичка мудрости освещает все направления: Забудь всё остальное, выброси всё это!
В нашей повседневной жизни мы постоянно сдаём экзамен: мы беспокоимся о том и об этом и думаем, что у нас действительно большие проблемы. На самом деле мы беспокоимся только о нашей собственной, личной судьбе – если мы отпустим её, то все наши проблемы разрешаются.
Иногда тебе хорошо, иногда плохо – но разве стоит терять голову из-за сегодняшнего настроения? Когда ты однажды всё полностью отпустишь, то увидишь, что на самом деле это всё не играет никакой роли. Ты должен умереть, чтобы вести счастливую жизнь.
Настоящий буддист не даст ничему и никому провести себя.
Это только твои собственные, личные проблемы, о которых ты беспокоишься. Это только твоё собственное, личное счастье, из-за которого ты радуешься. Когда я был ребёнком, то тоже никогда не мог проигрывать, но теперь, в свои восемьдесят с лишним, мне это уже ничего не стоит. Если ты не принимаешь во внимание то, что принадлежит тебе лично, то всегда найдёшь покой. Твои страдания больше не будут волновать тебя, ты не потеряешь голову из-за счастья. В любой ситуации ты сможешь сохранить невозмутимость. Тогда и твоё эго больше не вылезает вперёд. Это истинное удовлетворение.
Конца иллюзий ты достигнешь тогда, когда забудешь самого себя.
11. ТЫ НЕ ХОЧЕШЬ ПОПАСТЬ В АД? НЕ БОЙСЯ, В АДУ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!
Со своего рождения до своей смерти твоей жизнью правят иллюзии. Каждый день ты пытаешься в кормушке оттолкнуть соседа локтём. Некоторые доводят свои иллюзии до таких размеров, что они даже надеются на долгую и счастливую жизнь!
Как мы живём эту человеческую жизнь?
Некоторые ответят: "Какое мне дело? Меня никто не спрашивал, прежде чем родить – что мне остаётся, кроме как жрать каждый день, пока когда-нибудь не сдохну".
Что особенного в этой жизни? Всё равно, богат ты или беден, министр или простой рабочий – твоя жизнь состоит в итоге только из жрать и срать! Важно при этом только то, что ты сам решительно прыгнешь в эту реку жизни: Речь идёт о разнице между бесцельно позволить нести себя, обессилено хватая ртом воздух, или первым прыгнуть в реку – ощущаешь ты свою жизнь как муку или как удовольствие, решается здесь.
Был однажды один невротик, который боялся завалить экзамен. Когда он пришёл ко мне с мешками под глазами и обеспокоенным лицом, я сказал ему: "Предположим, ты завалишь экзамен – что это значит, кроме того, что есть достаточное количество более способных экзаменующихся, чем ты? Разве это не повод для радости? Если же такой как ты сдаст экзамен, то это означает, что не достаточно тех, кто лучше тебя – тогда наша страна находится не в очень хорошем положении!".
Ты не хочешь попасть в ад? Не бойся, в аду очень интересно!
Мы, заурядные люди, думаем, что наш взгляд на самих себя реален: Сегодня мы говорим, что счастливы, завтра, что несчастливы... Так мы растрачиваем всю нашу жизнь – потому что на самом деле, разве это не просто наше воображение, которое говорит нам, что мы "счастливы" или "несчастливы"? Разве на самом деле это не абсолютно беспредметно?
Мы носим с собой наши собственные личные взгляды, которые властвуют над нами. Если же мы их просто отпустим, то станем одним целым с вселенной, одним целым с Буддой.
Почему весь мир кружится как сумасшедший? Потому что всем важна только их собственная личная судьба. Если ты, как я, решишь провести всю свою жизнь как бедный монах, то покончишь с этим театром.
Я всю свою жизнь только развлекался. Мои путешествия – моё хобби. И если я даю небольшую помощь по Буддадхарме людям, приходящим послушать мои лекции, то я это делаю не потому, что потом получу чаевые – это для меня просто чистое баловство. Все люди должны больше развлекаться – вместо того, чтобы ссориться, потому что они думают, что им надо работать.
Никто не заставляет тебя делать что-нибудь с телом или умом. Но ты всё равно упорно веришь, что служба – это "служба" и хочешь больше денег. Я же никогда не думаю о своём заработке – потому что для меня это не "служба", а баловство.
Ты станешь самым счастливым, когда даже работа станет для тебя баловством. Ученики в Кумамото всегда говорили мне: "Когда мы смотрим на Ваши повседневные дела, то тяжело сказать, работа это или просто времяпрепровождение. Можно было бы сказать, что само развлечение является Вашим делом. Так хорошо как Вы этого не может никто в мире – Вам действительно можно позавидовать!".
Есть сутра, в которой говорится о 500 предыдущих жизнях Шакьямуни, прежде чем он родился как Будда: иногда он жил жизнь как отшельник, иногда как брахман или философ, один раз как лошадь и лягушка. Это всё было баловство Шакьямуни. То, что он выражает в своих прошлых жизнях, это тот факт, что всё, что мы делаем – всё равно где и когда, в какой форме и в какой ситуации, с каким характером и с каким отношением – это всё просто игра. Играть означает жить самого себя.
В чём лежит истинное значение Рёкана? В играющей лёгкости, с которой он жил свою жизнь. Он никогда не думал о своём заработке. Мир должен научиться чему-нибудь, глядя на его баловство!
Бодхисаттва Авалокитешвара не бежит ни от чего и ни за чем. Он не даёт себе кружиться в проходящем мире. Это потому, что он не исходит из гипотезы последователей Хинаяны, что мы должны сначала освободиться от своих иллюзий и страданий. Он ясно видит, что всё это первоначально вообще не существует, поэтому для него нет ничего, за чем или от чего ему нужно было бы бежать. И поэтому он наслаждается свободой, в любой ситуации и любой форме играючи осуществлять себя.
В этой жизни нет ни малейшей причины, чтоб постоянно бить вокруг себя руками и ногами. Даже если бы мне кто-нибудь подмешал яд в чай, я бы не делал из этого большого театра. К чему? Этот один период дзадзэн на подушке содержит всё – нет "истинного дзадзэн" кроме того, который ты практикуешь в это мгновение.